Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Михаил Шишкин: Письмовник

Разделенные войной влюбленные учатся жить друг без друга

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начало эпистолярного романа российского писателя Михаила Шишкина, который недавно был удостоен престижной литературной премии, настолько прекрасно, что перехватывает дух. Складывается впечатление, что вы читаете переписку Вирджинии Вулф и Роберта Музиля. В письмах к Володе Сашка вспоминает и вновь переживает прекрасные мгновения, которые они встретили вместе.

В начале любовь поистине прекрасна. Сашка и Володя любят друг друга, и весь мир вокруг них преображается. Когда они оказываются одни на даче своих родителей, то собирают и швыряются опавшими яблоками, гуляют по лесу, восхищаются зацепившимися за носки зернышками, ныряют в расположенное на конце тропинки озеро. Они чистят апельсин, и их покрытые липким соком руки встречаются. Они слушают шепот ветра и негромкое бормотание деревьев, которые словно хотят поведать им какую-то историю.

Начало эпистолярного романа российского писателя Михаила Шишкина, который недавно был удостоен престижной литературной премии, настолько прекрасно, что перехватывает дух. Складывается впечатление, что вы читаете переписку Вирджинии Вулф и Роберта Музиля.

В письмах к Володе Сашка вспоминает и вновь переживает прекрасные мгновения, которые они встретили вместе. Она пишет о приливе глупой радости, который охватил ее однажды утром, когда она подошла к умывальнику и увидела, как их зубные щетки стоят в одном стакане, лицом к лицу: «Самые простые вещи могут заставить умирать от счастья».

Смысл жизни


Тем не менее, Володя не может в полной мере оценить свое счастье. Это увлеченный молодой человек. Он мечтает быть похожими на других своих сверстников, быть крепким, жизнерадостным, не задавать себе вопросов. Чтобы придать смысла своей жизни и побороть въевшееся в нее ощущение полной незначительности, он хочет стать писателем.

Потом он понимает, что все было напрасным: «Я слепой был. Видел слова, а не сквозь слова». Слова становятся преградой между ним и окружающим миром. И тогда, несмотря на любовь к Сашке, он решает отправиться на войну, чтобы стать тем, кто действительно жил.

На дворе был 1900 год, и Володя отправляется в Китай, где бушует боксерское восстание. Настоящий ад. Невыносимая жара и влажность. Отравленные колодцы. Запруда из раздутых тел на реке. Враги пытают пленников, а затем безжалостно убивают их.

Каждый день Володя понимает, что завтра его могут убить в бою, как это случилось с одним из его товарищей: он видел, как того разорвало на куски, разбросав вокруг остатки внутренностей. По крайней мере, он получил то, зачем приехал. И осознает: «Быть или не быть? Смешно. И непонятно».

Обретенное время

Письма от Сашки чередуются с посланиями Володи. Но при этом не являются ответами друг другу. В Китае отягощенные смертью дни тянутся целую вечность. В России они мчатся вперед, сливаясь и обгоняя друг друга. Молодые люди рассказывают о своей жизни и делятся воспоминаниями. И постепенно нам удается лучше понять их.

Появляются в рассказах и другие персонажи. Родители, с которыми они на ножах, но постепенно учатся любить их. Подруга, ее любовники и дети. Старый художник, который бросает жену и уходит к женщине помоложе.

Люди уходят. Некоторые в лучший мир. Ближе к концу книги понимаешь, что в России прошла четверть века, а в Китае же время как будто застыло. И тут внезапно оно срывается с места и во весь опор мчится вперед, оживляя эхо счастливых начинаний.

И все, наконец, встает на свое место, как в «Обретенном времени» Марселя Пруста: «Всё рифмуется! Посмотри кругом! Это же рифмы! Вот мир видимый, а если закрыть глаза - невидимый. Вот часовые стрелки, а вот к ним рифма - стромбус, ставший в миру пепельницей...Всё на свете зарифмовано со всем на свете. Эти рифмы связывают мир, сбивают его, как гвозди, загнанные по шляпки, чтобы он не рассыпался».