Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прощай, показная роскошь

Состоятельные люди в России отказываются от показной роскоши и обращаются к более сдержанному стилю в интерьере

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В советские времена практически ни у кого не было возможности иметь большой дом или большую квартиру. Когда это стало возможным, многие поспешили оформить свои дома в дворцовом стиле. Хотя состоятельные россияне начинают все больше внимания уделять разработке собственного стиля, многие все еще подвержены действию стадного чувства.

Шарлотта Бэринг (Charlotte Baring), английская художница по интерьеру, вспоминает одну из своих первых поездок на Рублевку – эксклюзивный район Москвы, где живут очень состоятельные люди – когда она только начинала свой дизайнерский бизнес в России шесть лет назад. 

 

Несмотря на то, что в то время многомиллионными домами владели самые богатые бизнесмены страны и высокопоставленные государственные чиновники, интерьеры этих коттеджей были похожи на обстановку, взятую из плохого фильма 1980-х годов. Комнаты напоминали космические корабли с уродливыми светильниками, а иногда они были декорированы в настоящем имперском стиле с чрезмерным количеством золота, гигантскими люстрами и зелеными мраморными каминами. Самым модным принтом считалась зебра. «То, что однажды было модным в Европе, надолго застряло в сознании русских».

 

Будучи владелицей агентства Charlotte Baring Interior Design, Бэринг провела последние 11 лет в Москве, где она непосредственно наблюдала за отрезвлением вкуса русских людей. Представители элиты постепенно отказывались от кричащих и безвкусных атрибутов роскоши, которые были характерны для первых двух десятилетий посткоммунистической России, что стало естественной реакцией на многолетний вынужденный аскетизм советской эпохи.

 

В связи с тем, что состоятельные люди теперь больше времени проводят в Лондоне, Цюрихе и Нью-Йорке – представители среднего класса также стали больше путешествовать – россияне постепенно приобщаются к более изысканной эстетике, в которой смешиваются элементы различных культур и различные вещи, привезенные ими из путешествий. Они обращаются к Азии и к Европе в поисках вдохновения, зачастую находя его у себя на родине.

 

«Пятнадцать лет назад в России еще не знали о том, что такое дизайн интерьера, - говорит Татьяна Рогова, основательница «Деталей», московской школы дизайна, и исполнительный директор Российской ассоциации дизайнеров. - В советские времена практически ни у кого не было возможности иметь большой дом или большую квартиру. Когда это стало возможным, многие поспешили оформить свои дома в дворцовом стиле. Люди на самом деле хотели перенести в свой дом то, что они однажды видели в отеле или во время своих путешествий, они просто хотели иметь свой собственный дворец». По ее словам, состоятельные россияне влюбились в хрустальные люстры и мраморные лестницы отеля Ritz Carlton и совсем забыли о том, что их дома на самом деле нужны, чтобы в них жить.

 

Ориентация на роскошь и блеск была непроизвольной реакцией на вынужденную скромность коммунистического периода, когда многие россияне жили в коммунальных квартирах и имели доступ к чрезвычайно ограниченному выбору предметов интерьера. Тогда акцент делался на том, чтобы у всех были одинаковые вещи – эта тема была обыграна в сатирическом ключе в культовом советском фильме «Ирония судьбы», где у героев фильма были одинаковые адреса, а также замки и мебель, поскольку все магазины продавали одинаковые вещи.

 

Спустя много лет жизни в условиях аскетизма часть населения России, разбогатевшая в 1990-х годах, оказалась абсолютно невежественной в том, что им делать с внезапно появившимся у них богатством, как говорит дизайнер Ирина Дымова, ссылаясь на посткоммунистический бум приватизации и частного предпринимательства. Бэринг добавляет: «В 1990-е люди ринулись ремонтировать свои квартиры, делать там «евро-ремонт» [русское название ремонта в европейском стиле, возникшее в 1990-е годы]».

 

На Рублевке, на юго-востоке Москвы, многие состоятельные люди до сих пор тяготеют к лепнине, колоннам и тяжелым шторам. По словам дизайнеров, на такой стиль их вдохновляет Рим – любимое место отдыха российских туристов.

 

«Россию и Италию главным образом объединяют нефть и газ. Второй по значению связующей нитью является мебель, - говорит Павел Жаворонков, главный редактор российского журнала «Дом и интерьер». - Италия производит классическую, дорогую и затейливо сделанную мебель, которая отлично смотрится в дорогих особняках россиян».

 

По данным московского агентства недвижимости Capital Group, жители Рублевки обычно тратят на внутреннюю обстановку минимум 12 тысяч долларов на квадратный метр, при этом большинство домов  в этом районе имеют площадь в среднем тысячу квадратных метров, а площадь некоторых достигает 3 тысяч квадратных метров.

 

Хотя интерес к интерьеру в основном характерен для состоятельных россиян, он постепенно просачивается  в ряды среднего класса, у представителей которого в настоящее время появился довольно большой выбор российских дизайнеров: только в Москве сейчас насчитывается около 500 дизайнерских бюро.

 

По словам Николая Фокина, владельца студии дизайна «Фигура», почти половина владельцев квартир в Москве тратят на внутреннюю обстановку около 2 тысяч долларов на квадратный метр. Компания Икеа, ставшая основным поставщиком мебели для домов российского среднего класса, открыла свой флагманский магазин в Москве в 2000 году, а в настоящий момент у нее уже 12 магазинов по всей стране.

 

Коттеджные поселки, рассчитанные на представителей среднего класса, продолжают строиться за пределами Москвы. В одном из таких поселков под названием Hyde Park расположено множество коттеджей в английском стиле, стоимостью около 1 миллиона долларов каждый.

 

«Прежде, когда я просматривала журналы с интерьерами, я могла безошибочно определить интерьеры, созданные российскими дизайнерами, - говорит Нана Шахбазян из московской компании N-plus-N. Теперь российский стиль стал гораздо более изысканным. - Люди все еще тратят на интерьеры чрезмерное количество денег, запах которых практически можно почувствовать в их домах», - говорит она, добавляя, что большинство российских клиентов уже учатся судить о мебели по ее качеству, а не по ценнику.

 

Шахбазян недавно работала с российской парой, которая попросила ее оформить всю их квартиру в датском стиле, при этом вся мебель была привезена из Копенгагена. Рогова из «Деталей» утверждает, дизайнеры этой школы восхищаются датским стилем и часто ездят в Стамбул и Париж в поисках каких-либо интересных деталей интерьера.

 

По словам Роговой, задача дизайнеров состоит в том, чтобы убедить своих клиентов отказаться от дворцового стиля арабских принцев и мультимиллионеров и обратиться к цветовой палитре и предметам интерьера, менее кричащим и более подходящим для российского темного и холодного климата. «Мы стараемся объяснить, что есть недорогие вещи, которые смотрятся очень изысканно. И что есть очень дорогие вещи, которые выглядят совершенно неэлегантно».

 

Некоторые клиенты просят дизайнеров оформить их дома в русском стиле, который восходит к интерьерам в поместьях дворян 18 и 19 веков. «Те дома предназначались для того, чтобы в них было комфортно жить, общаться и принимать гостей», - добавляет Рогова.  

 

Дымова, дизайнер из Москвы, уже закончила работу над одной комнатой в таком стиле – это был кабинет в квартире одного из ее московских клиентов. Комната оформлена в стиле 18 века с темно-красной кушеткой, типичной для того периода, письменным столом в духе времени, зеркалом и старинным портретом кисти русского художника.

 

Хотя интерьеры в русском стиле не пользуются особой популярностью на их родине, российские дизайнеры активно экспортируют русский стиль в Европе. Марина Филиппова, дизайнер родом из Санкт-Петербурга, работает над интерьерами домов в лондонском Найтсбридже, а Дмитрий Великовский уже работал в Париже и Швейцарии.

 

Оба дизайнера не боятся смешивать детали, взятые из различных стилей – например, старинные вещи из Азии вписываются в интерьеры со стальными ваннами. По словам Роговой, такой стиль странным образом стал довольно распространенным в Москве.

 

«Что такое дом в Москве? Там должна быть своя атмосфера, какая-то история. Там должны присутствовать не только совершенно новые вещи». Рогова указывает на улицу, где поместье 17 века, в котором и располагается школа дизайна «Детали», располагается рядом с бетонными постройками советской эпохи и домом Максима Горького в стиле ар-деко. «Москва – это смешение. Здесь гармонично сочетаются старое и новое».

 

Революция стиля на Рублевке

 

Когда жители Рублевки оформляют свои поместья, главным источником вдохновения для них становятся дома их соседей.

 

Хотя состоятельные россияне начинают все больше внимания уделять разработке собственного стиля, многие все еще подвержены действию стадного чувства, как говорит Павел Жаворонков, главный редактор журнала «Дом и интерьер». В самом начале 21 века, например, когда нефтяной магнат Михаил Ходорковский еще был самым богатым человеком в России, английский стиль в интерьере был очень модным, поскольку сам Ходорковский был признанным англофилом. Когда его арестовали в 2004 году и отправили в тюрьму на 14 лет, английский стиль в одночасье вышел из моды. 

 

Хотя Рублевка с тех пор не переживала коренных изменений в стиле особняков, за это время произошел гораздо менее заметный сдвиг: многие российские бизнесмены стали вкладывать деньги в недвижимость за рубежом, а в их освободившиеся дома въехало множество высокопоставленных правительственных чиновников, в том числе силовиков.

 

У этих чиновников зачастую столько же денег, сколько и у бывших владельцев этих домов, однако, по словам Жаворонкова, они тяготеют к более сдержанному стилю. «Если ваш начальник видит, что ваш дом красивее, чем его, у вас на работе могут возникнуть неприятности. Дома сейчас стали немного более скромными. Однако они все равно роскошны».