Два поколения назад Ирландия была больным человеком Европы. Нищая страна, откуда уехали все, кто мог, а голод там был такой, что он даже дал название одному интересному феномену – так называемому товару Гриффена. Когда цена на товар Гриффена растет, люди покупают его тем больше, чем они беднее. В качестве примера данного явления в учебниках долгое время приводилась как раз Ирландия. Цена картофеля росла, но ирландцы были настолько бедны, что не могли позволить себе что-то другое (например, мясо), и им не оставалось ничего, кроме как покупать постоянно дорожавший картофель. В итоге спрос на картофель при высокой цене был больше, чем при низкой.
Но я хотел написать не об этом. Важно то, что когда-то все пренебрежительно относились к ирландцам, весь мир считал их пропащей нацией. Как сегодня - греков. Тем не менее, сейчас ирландцы – самая богатая нация ЕС (за исключением Люксембурга, но это особый случай: там статистические данные на душу населения искусственно повышаются из-за того, что люди, хоть они и создают свое богатство в Люксембурге, живут в соседних государствах, и в итоге ВВП на душу населения искусственно растет).
Читайте также: Европейские экономики под угрозой - Ирландия
Вы, конечно, вспомните, что и Великобритания когда-то была больным человеком Европы. Перед приходом Маргарет Тэтчер страна была буквально на грани банкротства. Еще столетие назад больным человеком Европы была Германия. Финляндия в конце девятнадцатого века была настолько бедной, что там голод стал причиной самых больших потерь населения в Европе того времени. Сегодня Финляндия находится на технологической вершине.
Но если, чисто гипотетически, всемирно известный производитель финских мобильных телефонов, не дай бог, обанкротится? Финны в таком случае обойдутся без (собственной или чужой) финансовой помощи?
Помоги себе сам?
Когда Европа, наконец, окончила свою самую кровавую и самую мировую войну американцы, в соответствии с планом Маршалла, засыпали ее десятков миллиардов долларов помощи. И это несмотря на то, что война была преимущественно чисто европейской, но именно американские солдаты умирали на европейской земле. Тогда вопрос стоял так: заслуживает ли Европа пиомощи? Конечно, нет, но американцы в каком-то отчаянном порыве просвещения все же сделали это. Почему? Потому что миру будет лучше с богатой Европой, чем с Европой бедной. Важно подчеркнуть, что подавляющая часть денег были не кредиты, это были подаренные деньги. Окупился ли этот поступок США (выиграть за нас войну, а потом еще и заплатить за нас)? В краткосрочной перспективе, конечно, нет (я уже слышу голоса, подобные голосам наших сегодняшних критиков помощи Греции), но в долгосрочной - да. Насколько дальновидно мы способны вести себя в Европе и в Чешской Республике?
За примерами далеко ходить не надо. Возьмем Чешскую Республику. Вспомните, как часто всего 22 года назад можно было увидеть мандарины и апельсины, а какой роскошью в некоторых областях была даже туалетная бумага? Вспоминаете, как 15 лет назад мы ездили кататься в Альпы (и какая это была роскошь!)? С рюкзаком, полным колбасы и купленных в Чехии макарон! Пробраться в туалет в ресторане так, чтобы никто не заметил того, кто не хочет платить,– это были недостойные будни нашей жизни.
Также по теме: Что означает первый визит Елизаветы II в Ирландию
А сегодня? Сегодня покататься на лыжах за границей дешевле, чем у нас. Точно так же все чаще из приграничных регионов ездят за покупками в Германию, где дешевле. Кто бы мог об этом подумать 20 лет назад?
Вверх и вниз
О чем все это говорит? О том, что народы поднимаются вверх и падают вниз, и в этом красота экономики. Красота и тайна заключаются в том, что такое развитие нельзя предсказать, а если кто-то попробует это сделать, как правило, в итоге он будет удивлен.
И еще один момент, пожалуй, более важный: если бы в свое время к стоящим на коленях народам сильные поворачивались бы спиной, наверное, сегодня ни один народ не имел бы той силы, которая у него есть. И именно так надо рассуждать в сегодняшней ситуации.
Автор – главный стратег по макроэкономике банка ČSOB и член Национального экономического совета правительства Чехии (NERV).