Покушение на убийство в Лондоне российского банкира в прошлом месяце говорит о начале новой волны насилия русской мафии в Британии. Организованная преступность и заказные убийства остаются одним из главных предметов смертоносного и отвратительного российского экспорта. Полиция и спецслужбы Западной Европы по-прежнему пытаются сдержать преступные группировки, действующие с исключительной жестокостью в целях продвижения своих интересов. А к этим интересам относятся наркотики, вымогательство, торговля людьми. Но организованная преступность также пытается проникнуть в банковские и коммерческие структуры, пользуясь при этом очевидной преступной протекцией отдельных представителей российского государства.
Особая опасность угрожает Британии. В Лондоне проживает крупная и богатая российская община, численностью более 100000 человек. Кроме того, страна стала прекрасным убежищем для враждующих между собой эмигрантов, которые сами становятся объектом тайных операций, которыми управляет рука Москвы. Отравление в 2006 году бежавшего в Британию российского диссидента Александра Литвиненко стало шокирующим примером политической вендетты, которой до сих пор занимаются в коридорах бывшего КГБ. Случайная находка радиоактивных следов сразу привела к человеку со связями в спецслужбах, которого отправили в Лондон для исполнения заказного убийства. А отказ Москвы выдать подозреваемого вынудил правительство принять серию ответных мер, включая ужесточение визового режима, ограничение официальных визитов и обменов, а также немедленное и полное прекращение сотрудничества между спецслужбами и полицией.
В результате этого Британия лишилась возможности обращаться к Москве за помощью по целому ряду вопросов, в совместном решении которых заинтересованы обе стороны. Это отмывание денег, наркотики, исламский терроризм, киберпреступность и заговоры с целью убийства. К счастью, попытка убийства Германа Горбунцова в квартале Кэнэри-Уорф не увенчалась успехом. Но покушение очень похоже на действия профессионального убийцы. Горбунцов должен был дать показания против бывших деловых партнеров в деле о другом покушении на убийство в Москве в 2009 году. Скотланд-Ярду необходимо посмотреть материалы этого дела.
Теперь у него может появиться такой шанс. Агентство по борьбе с организованной преступностью (SOCA) ведет переговоры о возобновлении работы своего представительства в Москве, осторожно намекная российским коллегам на возможность сотрудничества. Такое сотрудничество определенно имеет смысл. Сохраняющаяся тупиковая ситуация из-за дела Литвиненко оказалась весьма пагубной. Британия теряет большие деньги из-за обструкционистского визового режима, который препятствует поездкам студентов, туристов и бизнесменов (и не только из России). Противостояние в области культурных связей, когда Москва в отместку закрыла все отделения Британского совета в России, медленно сходит на нет, благодаря отчасти нескольким тщательно подготовленным выставкам, выступлениям артистов и культурным мероприятиям, которые подогрели аппетиты русских на британское. Как сказал Дэвид Кэмерон во время своего последнего визита в Москву, Британия, будучи самым крупным зарубежным инвестором в России, должна шире использовать возможности и преимущества огромного российского рынка.
Это не значит, что под делом Литвиненко подвели черту. Кэмерон ясно дал понять об этом. "Мы ни в коем случае не принижаем его значимость. У нас есть своя позиция на этот счет. Но думаю, это не означает, что надо полностью заморозить все отношения", - сказал он на пресс-конференции в Москве. Британские спецслужбы будут по-прежнему держаться на расстоянии вытянутой руки от ФСБ, являющейся преемницей КГБ. Они правильно полагают, что между бизнесом, политикой, коррупцией и разведкой до сих пор существуют некие таинственные связи. Вновь избранному президенту Путину предстоит многое сделать, чтобы обеспечить наличие в своем государстве и правительстве прозрачности, неподкупности, честности и власти закона - особенно в спецслужбах.
Однако неприязнь к авторитарному стилю руководства Путина и обеспокоенность по поводу активной деятельности русских шпионов в Лондоне не должны препятствовать развитию сотрудничества со страной, обладающей важным рынком, являющейся ключевым партнером в Совете Безопасности и важнейшим союзником в борьбе с организованной преступностью.