Если вообще правда, что в Сараево кто-то укорял организаторов мероприятий, посвященных годовщине осады, в том что они купили красные стулья для этого случая в Нова-Пазова, то для порядочных людей в Сербии это не тема для обсуждения.
По крайней мере, заявления М. Додика, который, кстати, с энтузиазмом поддерживает Бориса Тадича в ходе избирательной кампании, вне конкуренции. Так же как и режиссера Эмира Кустурицы, который, невзирая на творческую свободу и права личности, окрестившись в Сербской Православной Церкви, должен, по меньшей мере, уважать панихиду по 11 541 погибших, независимо от религии. А были среди них и православные. Мишенями снайперов 1425 дней подряд были - мирные жители Сараево, и все начинается здесь, отсюда начинается отсчет, по крайней мере, что касается этой грустной 20-й годовщины преступления, где не имеет истинного смысла "рассмотрение": «что предшествовало».
Для Сербии в этот момент, среди прочих, есть три вещи, которые заслуживают внимания.
Первая, конечно, озвученная Додиком, которого интересовало только "является ли это национальным праздником". Для православного христианина, который Республику Сербскую ценит возможно, больше, чем "материнскую" небесную Сербию со времен преступного режима девяностых годов - такое высокомерие может истолковать как верх богохульства. Пожалуй, не обязательно быть верующим, чтобы поверить, что СПЦ не может не зажечь хотя бы свечку за стольких умерших по соседству (?). Или может, ведь от нее ничего не было слышно?
Другим вопиющим фактом стало заявление относительно молодого, но очень популярного историка, который дань памяти убитым в Сараево назвал по ТВ "прививанием ненависти к сербам".
К каким сербам? Все ли сербы взобрались на холмы вокруг Сараево чтобы со снайперских винтовок убивать мирных жителей, или историк считает, что их убивал кто-то другой, а не ЮНА и Армия РС с 120 минометами, 250 танками, которые выбрасывали по 329 снарядов в день?
Не сербы ли с другими гражданами Белграда и Сербии создали в начале девяностых годов антивоенное движение, и всего через четыре дня после начала осады Сараево организовали (10 апреля 1992) митинг "Мир в Боснии"? Не из-за осады ли Сараево седьмого июня 1992 года с черными лентами на рукавах они протестовали на улицах Белграда, выстроившись в колонну, насчитывающую, даже по данным полиции, 80 тысяч человек, а на самом деле целых сто тысяч. Не белградские ли студенты прошли с антивоенным маршем ("Путь мира") 30 июня того же года? Не сербские ли композиторы стояли на коленях в борьбе за мир на акции "Последний колокол" 15 июня. Разве не сербы с другими жителями Сербии отправились в декабре 1992 года с "Караваном мира" в осажденный Сараево? А прежде всего, 15 июля 1992 года вышли на демонстрацию под названием "Желтая полоса" против очевидных этнических чисток и прогнозируемых последствий снайперских обстрелов. Не говоря уже о регулярных сессиях Белградского Круга и акциях "Женщин в черном", которые до сих пор остались на своих почетных баррикадах под постоянным «надзором» полиции, которая теперь - «охраняет» их от злодеев.
А как иначе, если официальный Белград не отреагировал по случаю 20-летия осады Сараево? Разве это не постыдное молчание? Ведь одно дело спустя два десятилетия быть в коалиции с бывшим противником, а совсем другое молчать о том, что происходило в Сараево целых 1425 дней, и всех сербов, в соответствии с формулой вышеупомянутого историка, сдать в Гаагу, где сейчас и находятся идеологи и командиры осады Сараево. И именно из-за этого молчания официального Белграда, а не из-за "партизанских заслуг" стоит вспомнить и сербов, которые протестовали, и на улице Теразие откликались в песне Леннона "Дайте миру шанс" сотней тысяч голосов, в точь как в минувшие выходные пели возле пустых красных стульев малыши в Сараево.
И, в-третьих, не следует забывать иностранных журналистов. Теперь можно увидеть подлинные кадры убийств невинных граждан на улицах Сараево на всех крупных (иностранных, разумеется) телеканалах. Это, по крайней мере частично, опровергает ложь об «однобоком» освещении событий. Наверное, в отличие от объективного на тогдашнем РТС, где журналисты бывали и в камуфляжной форме?
А каждый военный репортер (включая автора этой статьи) знает, что когда летят пули, когда доказательства — жизни и кадры, нет смысла идти к "другой стороне" с вопросом: знаете ли вы, что стреляете не в солдат, и если знаете, то почему убиваете мирных жителей?