Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кровавая история евреев - как соль на рану

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЦеремония зажжения свечей в память жертв Холокоста
Церемония зажжения свечей в память жертв Холокоста
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Созданный режиссером Саулюсом Бяржинисом документальный фильм «Kai apie Jurbarką skambėjo jidiš» («Когда возле Юрбаркаса звучал идиш») вызвал огромный переполох в самом Юрбаркасе. Обвиненные в очернении литовцев создатели в ответ заявляли, что они показали правду и не собираются повиноваться какой-либо цензуре.

Созданный режиссером Саулюсом Бяржинисом документальный фильм «Kai apie Jurbarką skambėjo jidiš» («Когда возле Юрбаркаса звучал идиш») вызвал огромный переполох в самом Юрбаркасе. Обвиненные в очернении литовцев создатели в ответ заявляли, что они показали правду и не собираются повиноваться какой-либо цензуре.


Создать фильм о жизни еврейской общины по заказу музея Юрбаркского края взялось общественное учреждение «Filmų kopa».

Однако муниципалитет Юрбаркаса, внесший в этот проект 1800 литов, заявил, что приобрел фильм, который оборачивается против местного населения.

После просмотра районные власти попросили внести в фильм исправления: не оглашать имена местных жителей, помогавших нацистам, изменить героев, поговорить и с теми людьми, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев.

«Filmų kopa» это делать отказалась, а 61-летний режиссер С.Бяржинис заговорил о судебной тяжбе с пожелавшим подвергнуть цензуре фильм муниципалитетом.

Почти 40-минутный фильм начинается с рассказа о том, что Юрбаркас был удобным для торговли уголком Литвы, отображается еврейский быт, ремесла.

Читайте также: Евреи Фрнации живут в постоянном страхе

Показывается и фотография, на которой запечатлены оставшиеся в живых шесть евреев у могил, где лежат их 1222 соплеменника. На экране проносятся имена, фамилии, семейные фотографии жителей Юрбаркаса, в годы Второй мировой войны спасавших евреев.

Сюжет о начале войны, пришедшей в 1941 году в Литву, как немцев встречали с цветами. Но улыбки вскоре сменяют картины уничтожения еврейского населения.

«В Юрбаркасе команда убийц состояла из белоповязочников, шаулисов, сотрудников полиции, которую возглавлял учитель физкультуры Юрбаркской школы Миколас Левицкас, мой бывший воспитатель, занимавшийся поимкой, арестами и убийствами евреев и других обреченных на смерть людей», - рассказывает в фильме 88-летний Владас Андрикис.

Бывший учитель математики вспоминает, как от одной своей ученицы слышал, как ее брат, участвовавший в убийстве евреев, матери втолковывал: «Молчи, мать, евреи должны быть уничтожены, потому что из-за них до смерти замучили Христа».

Перечисляя имена сограждан, убивавших евреев, В.Андрикис, показывая старые фотографии, утверждал, что сами гитлеровцы не стреляли – только снимали на камеру и фотографировали резню, после которой юрбаркцы делили имущество убитых ими еврейских семей.

Тут же он отмечает, что не видел, как расстреливали евреев, а фамилии убивавших их извергов знает из воспоминаний других людей.

Также по теме: Биробиджан - сталинский уголок для евреев

После презентации фильма собравшимся в небольшом зале музея Юрбаркского края зрителям сотрудники музея взволнованно говорили: «Нравится это кому-то или нет, но этот фильм будет храниться, как и другие экспонаты. Сотрудники музея не принадлежат ни к какой партии и не выполняют политические заказы.

Если нас и впредь будут винить в том, что заказали фильм против Литвы, то обратимся в Министерство культуры с просьбой дать оценку содержания и художественности фильма», - сказала сотрудница музея Аида Дрейерене.



Руководитель Мемориального музея В.Грибаса Раса Грибайте убеждена, что не надо бояться того, что будущие поколения, благодаря фильму, будут знать истину (Ее отец, житель Юрбаркаса скульптор Винцас Грибас был расстрелян фашистами как автор бюстов К.Маркса и Ф.Энгельса – прим. ред.).

«Мы не говорим, что фильм об убийствах евреев Юрбаркаса не нужен, но этот фильм - предвзятый, искажающий историю, потому что в нем не расставлены акценты там, где это необходимо.

После просмотра фильма создается впечатление, будто жители Юрбаркаса только расстреливали евреев, а кто организовывал убийства, не объяснено.

Указание имен людей вызовет ненужное напряжение и недовольство у их детей, которые не виноваты в том, что их родители так поступали. Мы хотим, чтобы молодое поколение, смотря этот фильм, ни к кому не испытывали враждебности.

О том, как и какие замечания следует высказать создателям фильма, мы обсуждали с районным руководством.

Мы представили им список своих мыслей и попросили внести исправления в фильм. Но режиссер на наши замечания не среагировал, а сотрудники музея рассердились», - пояснила зав. районным отделом культуры Даура Гедрайтене.

Читайте также: Еврейский ресурс в Росссии

Не хватало комментариев историка

«После просмотра фильма создается впечатление, будто литовцы охотно участвовали в убийствах евреев, но не объясняется, почему они стали убийцами.

Еврейская трагедия в фильме показана только через воспоминания и эмоции. Отсутствует комментарий историка о том, что Литва была оккупирована двумя великими оккупантами - русскими и немцами.

Нацисты осуществляли свою идеологию, а несколько выродков-литовцев, сотрудничавших с оккупантами, нельзя считать народом Литвы», - растолковывает юрбаркский учитель истории Йонас Рякяшюс.

В.Андрикис удивлен тем, что за сказанное им в фильме его обвиняют в искажении фактов, в разрушении доверительных отношений между литовцами и евреями.

Бывший учитель утверждает, что предлагал режиссеру рассказать о событиях 3 июля 1941 года в Юрбаркасе: «В тот день обреченные на смерть 200 евреев и 100 литовцев были выстроены на улице К.Донелайче, где я жил. Литовцы были расстреляны без суда и следствия. Среди них был и мой брат.

Эти массовые убийства были совершены приехавшими из Тильзита гитлеровскими солдатами, а литовцы – полицаи, шаулисы, белоповязочники - были в оцеплении. Нацисты учили их убивать. После такой репетиции евреев Юрбаркаса расстреливали уже не немцы.

Фильм этого не акцентирует, поэтому может создаться впечатление, будто вся Литва была настроена против евреев».

Также по теме: Почему Израиль бойкотирует Совет по правам человека ООН?

Мэру руки не подал

- Какие чувства у вас были, когда узнали, что юрбаркцы ваш фильм сочли спорным? – задал вопрос «Lietuvos rytas» режиссеру С.Бяржинису.

- В 1990 году один из самых известных в мире журналов о кино «Cahiers du Cinema» составил список 40 режиссеров, которые своими фильмами способствовали распаду Советского Союза. В этом списке был и я.

Меня сейчас в первый раз обозвали врагом Литвы. Это - вызов.



Когда я привез фильм в муниципалитет Юрбаркаса, мэр Ричардас Юшка протянул руку, чтобы поздороваться, но я не пожал ее.

Если бы мы выполнили требования районной власти, то скандала не было бы. Но я не допущу цензуры ни для одного из моих фильмов.

Мы передадим позицию муниципалитета Юрбаркаса крупнейшим еврейским организациям мира. Посмотрим, чем это закончится.

- Может быть, в фильме действительно не хватает информации о жителях Юрбаркаса, которые спас еврейские семьи от смерти?

- В фильме о евреях говорят только литовцы Юрбаркаса. Это фильм о чувствах литовцев, о том, как честные люди старшего поколения пережили трагедию, которая происходила на их глазах.

Читайте также: Как демонизируют Израиль

При создании фильма мы специально отправились в Мемориал жертв Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме и запечатлели на пленку имена жителей Юрбаркаса, которые спасали евреев от уничтожения.

Тем не менее, в фильме мы честно признали, какие отщепенцы литовского народа стали убийцами. Их имена взяты из дел Особого архива Литвы.

Миссия - не судить, а увековечить

Она Бивейнене, директор общественного учреждения «Filmų kopa»:

«Этот фильм является частью большого образовательного проекта о трагедии литовских евреев в 1941 году. Несколько лет назад был снят фильм о евреях Йонишкиса, планируем сделать фильм об истории Каунасского IX форта.

Специфика документальных фильмов - не судить, а увековечить то, что не должно быть забыто.

В фильмах режиссера С.Бяржиниса не говорится, будто литовский народ виноват в трагедии евреев. Так думают только примитивные провинциалы, которые опять засовывают голову в песок.

Попытка самоуправления Юрбаркского района, которое не является партнером этого проекта, подвергнуть фильм цензуре - оскорбительна. Пожилые люди, которые участвовали в создании фильма, тоже были шокированы - они теперь плохо себя чувствуют, принимают лекарства…»

Перевод: «Обзор»