Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Владимир Путин сделал свою власть вертикальной и исключил даже намек на гражданский контроль правительственного бюрократического аппарата, он настаивал на том, что эти шаги были предприняты с целью повышения ее эффективности.

Когда Владимир Путин сделал свою власть вертикальной и исключил даже намек на гражданский контроль правительственного бюрократического аппарата, он настаивал на том, что эти шаги были предприняты с целью повышения ее эффективности. Однако вскоре главный недостаток вертикали власти стал очевидным: в критические моменты она начинает неконтролируемо раскачиваться. Другими словами, все чиновники системы начинают дрожать от страха. В таких условиях они пойдут практически на все, чтобы спасти свои шкуры.

Путин в этом смысле может служить показательным примером. Обеспокоенный своим собственным политическим выживанием, в сентябре прошлого года он поспешно объявил о «рокировке» с президентом Дмитрием Медведевым, хотя он прекрасно понимал, что это вызовет замешательство в рядах его подчиненных. Однако он не видел для себя другого выхода, и, как и ожидалось, возникшая в результате неопределенность породила всплеск внутренней борьбы.

Нечто подобное сейчас происходит в связи с тем, что члены правящего тандема готовятся к обмену ролями. Пока Путин и Медведев обсуждают предстоящие назначения в правительство, высокопоставленные чиновники из различных министерств не находят себе места, пытаясь понять, кто будет решать их судьбу. Больше всего сейчас нервничают силовики. Из-за непрозрачности служб безопасности и абсолютного отсутствия ответственности перед людьми, борьба между кланами силовиков сейчас особенно ожесточенная. Со своей стороны Путин только лишь усиливает напряжение, готовясь к принятию любого решения, которое может затронуть силовиков, так, будто это секретная операция.

Читайте также: Навальный обвиняет МВД Чечни в коррупции

В таких условиях единственный способ, которым силовики могут проверить, какова ситуация на самом деле, это допустить «утечку» - чем абсурднее, тем лучше – и понаблюдать за реакцией всех заинтересованных лиц.

За последнее время произошли две «утечки».

На фоне неизбежной отставки министра внутренних дел Рашида Нургалиева «Независимая газета» неожиданно объявила, что Внутренние войска больше не будут являться частью министерства  и что теперь они будут находиться в непосредственном подчинении у президента и его Национальной гвардии. Более того, в газете сообщалось, что численность Национальной гвардии составит от 300000 до 400000 военнослужащих, на вооружении у нее будут военные грузовые самолеты, а также ресурсы МЧС, воздушно-десантные формирования и даже флот. По сути, такой план предполагает создание параллельной армии вроде Корпуса стражей исламской революции Иране.

Если Путин действительно вынашивал такие планы, это может означать только то, что он считает российский народ своей главной угрозой и что он готов применить силу, чтобы контролировать его. В самом деле, если бы эти цифры оказались правдой, то численность Национальной гвардии превысила бы численность сухопутных войск России.



Естественно подобный план совершенно неосуществим, но не по идеологическим причинам. Вполне вероятно, что Путин готов перестроить все структуры силовиков для борьбы против внутренней угрозы, которую, как он считает, раздувают иностранные враги.

Также по теме: Недовольство в стане силовиков

Какими бы ни были его мотивы, создание такой структуры физически невозможно. Как уже неоднократно сообщалось, в стране существуют серьезные демографические проблемы. С 2012 по 2025 год ежегодно в стране будет только 600000-650000 молодых людей, достигших 18 лет. А чтобы обеспечить военнослужащими и армию, и Национальную гвардию потребуется в общей сложности 1,5 миллиона человек.

Однако странное сообщение в газете, спровоцировавшее горячие дискуссии, заставило пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова выступить с его опровержением в попытке заверить официальных лиц в Министерстве внутренних дел и МЧС, что опасность им не угрожает.

Тем не менее, руководство Министерства обороны все еще встревожено. Тон заявлений, сделанных министром обороны Анатолием Сердюковым на последнем заседании министерской коллегии, не оставил никаких сомнений: он считает свою миссию оконченной. С его точки зрения, реформы вооруженных сил практически завершены.

У Сердюкова нет никаких причин волноваться о своей собственной судьбе. Он может быть уверен, что у Путина для него найдется хорошее место в новой администрации. Я подозреваю, что его назначат секретарем Совета безопасности, службы, которая сейчас осуществляет наблюдение за деятельностью Министерства обороны и структурами силовиков, а также влияет на разработку принципов внешней политики. Проблема заключается в том, что подчиненные Сердюкова по Министерству обороны не знают, кто придет на его место и какая судьба их ожидает. Это дало толчок для появления второй «утечки»: Сердюков и его ближайший помощник, начальник Генштаба Николай Макаров, предположительно обратились с просьбой не оставлять их на их нынешних должностях в новом правительстве. На их места, по сообщениям, должны прийти вице-премьер Дмитрий Рогозин в Министерстве обороны и командующий сухопутными войсками Александр Постников в Генштабе.

Читайте также: ФСБ - главный политический субъект

Естественно, все эти «утечки» - чистейшей воды выдумки. Суть не в том, хочет ли Сердюков остаться на посту министра обороны. Такие опытные члены близкого окружения Путина, как Сердюков и Макаров, никогда не нарушат негласное правило – которое особенно важно для силовиков – заключающееся в том, что они молча и охотно принимают все то, что предлагает им Путин. Как правило, любая попытка диктовать условия Путину заканчивается плохо для того, кто оказался достаточно глупым, чтобы попытаться это сделать.

Эта конкретная утечка является своего рода «агрессивным методом разведки», направленным на то, чтобы проверить, кто станет опровергать эту информацию и как. Например, станут ли власти опровергать информацию о планах назначить Постникова новым главой Генштаба? Если станут, руководство вооруженных сил сможет изменить свои планы в соответствии с ситуацией.

Такое замешательство и волнения могут дорого стоить. Основные правительственные службы практически парализованы, а что случится, если в стране начнется настоящий кризис? Командующие вряд ли готовы сейчас выполнять приказы, полученные от вышестоящих чиновников, чьи собственные судьбы сейчас также под вопросом и которые вследствие этого не способны взять на себя полную ответственность за свои приказы.

Александр Гольц – заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал».