Все в Германию. Федеративная Республика Германия снова стала Эльдорадо, привлекая граждан со всего света, будь они высококвалифицированными или нет. Тут же приходят на ум иронические и развлекательные рассказы немецкого писателя турецкого происхождения Рафика Шами о своем опыте иностранца, проживающего в Германии: от контроля паспорта и требования вида на жительство до самых разнообразных приключений повседневной жизни за годы, проведенные в стране.
По данным федерального статистического бюро, в Федеративной Республике Германия проживает 6,3 миллиона иностранцев, что на 177 300 человек больше по сравнению с 2010 годом (прирост на 2,6%). Из них 88% происходят из других стран Европейского Союза. Речь идет о наиболее значительном росте за последние одиннадцать лет. Следовательно, кажется, Германия 2.0 бьет все рекорды: после данных о росте, экспорте и занятости настал черед иностранного населения. Особенно значительно число иностранцев из стран, вошедших в Европейский союз в 2004 году: их число составляет 79.082 человека, прирост на 12,9% по сравнению с 2010 годом. Из них больше всего поляков (49.046 человек), за ними следуют венгры (13.868). Причиной этого роста наверняка является разрешение на свободное перемещение работников, которое вошло в действие с первого мая прошлого года.
Читайте также: Подавляющее большинство немцев - за отставку президента ФРГ
Подобные наблюдения можно приложить и к иммигрантам из Румынии и Болгарии (эти две страны вошли в Европейский Союз в 2007 году). Число первых увеличилось на 32.700 человек, а вторых на 19.000 человек. Как можно легко предсказать, из стран, по которым наиболее тяжело ударил кризис государственного долга (Греции, Италии, Испании и Португалии), прибыли в Германию 16.700 человек, что составляет рост в 1,7% по сравнению с предыдущим годом. Ирония судьбы, но именно греки, с которыми «плохо обошлись» немцы, массово перебрались в Германию. Их число составляет 7000 человек. Значительна и группа испанских иммигрантов в Федеральной Республике Германия. В 2011 году переехало 4.792 человека, на 4,5% больше. Приток итальянцев незначителен, их стало больше на 0,5%.
Если мы примем к рассмотрению страны, не входящие в Европейский Союз, то окажется, что число американцев увеличилось на 4%, китайцев — на 6,3%, афганцев — на 10,2%. Кроме того, нужно отметить, что число иностранцев всех национальностей увеличивается за исключением людей турецкой национальности, их число, хоть и незначительно, но сокращается (на 1,4%). Это очень важный факт, показатель того, что турки начинают возвращаться домой.
Эти данные, относящиеся к гражданам, которые переезжают в Германию на стабильное, а не на временное местожительство, говорят о том, что республика Ангелы Меркель меняется, а вместе с ней и ее «иностранцы»: турков становится меньше, число итальянцев увеличивается незначительно, растет число поляков и румын. Наиболее активные участники прошлой эмиграции — турки и итальянцы — замещаются гражданами из стран Восточной Европы, к которым Германия уже давно проявляет интерес. Скорее всего увеличится и число граждан из тех стран еврозоны, по которым наиболее тяжело ударил кризис. Немецкий язык и немецкая культура снова вошли в моду, а многочисленные филиалы Института Гете в Германии полны греками, испанцами и португальцами.
Также по теме: Запад Германии бастует
Увеличение иностранцев в Германии — это показатель того, что немецкое общество способно ассимилировать внешние человеческие ресурсы. В последние три года в Германии велось много разговоров об интеграции. Вспомним рассуждения в книге Тило Заррацина по поводу мультиэтнический нации и мечети имама Бенджамина Идрица в Баварии. В действительности, факты свидетельствуют о фактической интеграции. Германию часто обвиняют в поведении с позиции гегемона в Европе, но она проявляет гостеприимство, открытость и способность обеспечить жизненную перспективу для многих иностранцев. Стереотип, рисующий немца холодным, закрытым и высокомерным, явно устарел и принадлежит прошлому, как рассказывает с большой иронией Хуан Морено, журналист и испанский писатель, выросший в Германии.
Последнее рассуждение связано с низким уровнем рождаемости. В Германии и Италии детей рождается все меньше. Подобное общество, как справедливо заметил Тило Заррацин, обречено на «вымирание». Внешний компонент в лице иммигрантов может представлять частичное решение проблемы при условии, что начнется реализация настоящей и эффективной семейной политики.