После реформы статуса политических партий в России экологи, социал-демократы, монархисты и даже пираты смогут получить возможность участвовать в определенных выборах. Отныне минимальное количество членов, которое необходимо для регистрации политического объединения, составляет не 40 000 как раньше, а всего 500 человек. Кроме того, как следует из вступившего в силу 3 апреля закона, власти будут проверять партийные документы не каждый год, а раз в три года.
Оппозиционное движение набрало силу в стране после прошедших с массовыми нарушениями декабрьских парламентских выборов и едва ли более честных мартовский выборов президента России, по итогам которых Путин вновь получил кресло главы государства. В пик протестов на улицы вышли 100 000 человек. Конечно, в масштабе 140-милионной России это не так уж и много, однако движение все же оказалось достаточно сильным, чтобы заставить Кремль сделать некоторые шаги к открытости.
Обманчивая реформа
Как бы то ни было, скептически настроенные оппозиционеры считают, что эта реформа - всего лишь обманка. Как полагает эколог Ярослав Никитенко, «это одна лишь видимость! В России основная проблема это не сам закон, а то, что государство его не соблюдает. Еще до этой реформы заявки многих партий, которые удовлетворяли всем этим условиям, отклонили по надуманным причинам».
Еще один камень преткновения, по мнению этого бывшего политического заключенного, состоит в том, что закон не разрешает создавать коалиции. Он утверждает, что Кремль поддержал эту реформу, чтобы добиться дробления оппозиции, которая в результате не будет представлять реальной угрозы для власти: «По-видимому, у нас появится очень много партий, которые еще больше разделят оппозиционные голоса».
Переустройство политического пейзажа
Как нам известно, «внесистемная» оппозиция склонна к расколу. Тем не менее, сформировавшийся после недавних выборов общий протестный фронт, возможно, позволит ей встать на курс к объединению. Владимир Путин может быть удивлен переустройством политического пейзажа страны, в котором появятся три крупных течения, представляющих различные силы.
Так, харизматичный лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов выступает за создание социал-демократической партии, в которую могли бы войти «Справедливая Россия», «Солидарность» и «Левый фронт».
Место Коммунистической партии в подобном объединении пока не ясно. КПРФ (вторая политическая сила по числу депутатов) достаточно вяло критиковала нарушения на парламентских выборах, так как по их итогам ее присутствие в Думе ощутимо возросло. Извечный Зюганов (кандидат на президентских выборах 1996, 2000, 2008 и 2012 годов) не проявляет ни малейшего желания отойти от дел, несмотря на сокращение числа сторонников. Трудно представить, что «старые» коммунисты способны возглавить такое объединение левых. К тому же, КПРФ - это «системная» партия, оппозиционер, который ради собственного выживания всегда соглашался на утверждение своих списков Кремлем. По большому счету КПРФ не заинтересована в разрушении путинской системы.
С другой стороны политической арены уже полным ходом идут переговоры. Олигарх и кандидат на недавних президентских выборах Михаил Прохоров заявил, что намеревается создать новую либеральную партию. Бывший министр финансов Владимира Путина Алексей Кудрин уже сообщил, что готов присоединиться к нему. По информации некоторых СМИ, в их партию также могут войти основатели «Парнаса» (Михаил Касьянов, Борис Немцов и Владимир Рыжков), а также популярный блогер и борец с коррупцией Алесей Навальный.
В центре же может сформироваться еще политическое течение: его основой может стать партия «Яблоко», которая выступает за социальный либерализм с некоторой экологической окраской.
Владимир Путин в свою очередь демонстрирует готовность сотрудничать с правыми. А частности он говорит об открытости к «конструктивному диалогу» с силами Немцова, которые пока что не отреагировали на его предложение. Тем не менее, Алексей Кудрин не собирается сжигать мосты: он сообщил, что хочет стать посредником между оппозицией и властью и провести общественное обсуждение альтернативных решений политических, экономических и социальных проблем.
В целом, Владимир Путин может быть заинтересован в формировании такой силы, чтобы ввести в правительство двух-трех ее видных представителей и тем самым подорвать ее деятельность.