Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По количеству последователей (около 1,5 миллиарда) ислам является второй мировой религией и имеет все шансы стать первой. В странах членах Исламской конференции сосредоточено три четверти мировых запасов нефти. И все же, высокий уровень рождаемости и огромные доходы от продажи нефти не смогли предотвратить политического и экономического краха современного ислама, равно как и его культурной и интеллектуальной отсталости.

По количеству последователей (около 1,5 миллиарда) ислам является второй мировой религией и имеет все шансы стать первой. В странах членах Исламской конференции сосредоточено три четверти мировых запасов нефти. И все же, высокий уровень рождаемости и огромные доходы от продажи нефти не смогли предотвратить политического и экономического краха современного ислама, равно как и его культурной и интеллектуальной отсталости.

Исламский мир пережил свою эпоху рассвета в VIII – XII веках. В ту пору он был достаточно богатым, изысканным, веротерпимым и более передовым, чем Европа того же времени. Различие стало проявляться во время Крестовых походов. Это было самое что ни на есть вооруженное столкновение, в одностороннем порядке спровоцированное христианами, проявившими гораздо больший фанатизм и жестокость, чем мусульмане.

В 1097 году крестоносцы завоевали город Маарат. Несмотря на обещания сохранить жизнь его обитателям, они устроили самую настоящую кровавую бойню, перерезав все население. Их злоба дошла то того, что были отмечены даже случаи людоедства, когда крестоносцы зажаривали взрослых и употребляли их в пищу, а детей сажали на кол и готовили на медленном огне, что подтверждают как мусульманские, так и христианские источники. Когда двумя годами позже крестоносцам удалось завоевать Иерусалим, то первым делом они устроили массовый грабеж и страшное побоище, обезглавив почти всех жителей. Выживших иудеев заперли в синагогу и заживо сожгли внутри.

Летописец Раймундо де Агилерс (Raimundo de Aguilers), ставший очевидцем этих событий, так описывает происходящее: «На улицах и площадях виднелись груды отрезанных человеческих голов, рук и ног. В храме и Соломоновом портике наши ездили на лошадях в крови сарацинов, которая доходила им до колен. Справедливый и восхитительный Суд Божий, по воле которого в этом месте пролилась кровь тех, которые в течение столь долгого времени оскверняли его своим святотатством».

Более спокойные и возвышенные мусульмане были потрясены такой жестокостью крестоносцев. Эта потрясение все еще чувствуется в тех местах. Оно может быть сопоставимо с теми, чувствами, которые вызвали в нас теракты 11 сентября 2001 года, когда были взорваны башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Читайте также: Выбор между диктатурой и исламом

Жестокость христианского завоевания Иерусалима контрастирует с великодушием и сдержанностью Саладина, отвоевавшего Иерусалим 90 лет спустя. Средневековые иудеи, разумеется, всегда предпочитали находиться под пятой ислама, чем терпеть фанатизм христиан.

Все три мировые монотеистические религии очень похожи друг на друга, а их постулаты идут от общей основы иудаизма, по отношению к которому христианство и ислам могут рассматриваться как ереси. Все три вероисповедания исходят из догмата единого Бога, вокруг которого выстраивают свои мировоззренческие понятия. В любом случае, исламское богословие представляется более разумным, чем христианское, поскольку не отягощено рассуждениями о Святой Троице.

В отличие от других религий, где отношения верующего с божеством осуществляются через посредников в лице священников или Церкви, ислам утверждает прямую связь верующего с Аллахом, что может способствовать свободе мысли.



В 529 году император Юстиниан закрыл философскую школу в Афинах, в результате чего Европа погрузилась в долгий период обскурантизма. В то время как угасали прощальные огоньки греческой науки, ее последние представители искали убежища на Ближнем Востоке, у персов и арабов, более терпимых и любознательных, чем христианские фанатики, от которых они бежали. Их последователи вместе с иудеями эрудитами и христианами-несторианцами стали переводить с греческого на арабский философские и научные тексты. Приехавшие из Индии ученые делали переводы с санскрита при поддержке Аббасидского халифате через Багдадский дом мудрости.

Философия возродилась благодаря таким оригинальным и смелым исламским мыслителям, как Аль Фараби, Авиценна, Ибн Рушда. Ученые с мировым именем, такие как Мухаммед аль-Хорезми, ал-Рази, Омар Хайям, Бируни и Ибн Хальдун, внесли значительный вклад в развитие науки. Их труды были переведены на латынь и оказали влияние на развитие европейского мышления. Персидский математик, астроном, философ и поэт Омар Хайям придерживался материалистических взглядов и вообще был скептиком. Он смело подвергал критике господствовавшие в ту пору религиозный догматизм и начетничество, выражал сомнения в бессмертии души, что стоило ему немалых неприятностей, которые он сумел преодолеть благодаря своему авторитету.

Также по теме: Что мусульмане думают о Пасхе

Мусульманское общество тех лет было достаточно свободным и открытым, терпимым к инакомыслию и расхождению во взглядах, с уважением и восхищением относилось к научной работе.

Впоследствии исламская культура потеряла весь свой динамизм, свежесть восприятия и творческий подход и впала в закоснелый догматизм, нетерпимость и интеллектуальную ограниченность (то есть, фундаментализм). Исламский мир не сыграл какой-либо роли в развитии современной науки и весьма слабо представлен в нынешних научных исследованиях.

Шесть из восьми наиболее бедных стран мира являются членами Исламской конференции. За исключением правящих кланов, власть в которых переходит по наследству и основана на доходах, получаемых от экспорта нефти, большинство мусульман проживает в нищете, имеющей множество причин: демографический взрыв, бесполезное преподавание в медресе, сводящееся к изучению Корана наизусть, неудержимое стремление к подавлению и недопущению участия женщин в общественной жизни, фатализм, безудержная коррупция и даже насильственное применение религиозных норм к финансовой деятельности, например, запрет на кредитование под проценты. По сути дела, ростовщичество осуждает не только Коран, но также и Библия.

Христиане и средневековые иудеи осуждали его в точно таких же выражениях, как и мусульмане. Разница заключается лишь в том, что христиане и иудеи постепенно забывали об этом запрете, свойственном первобытному обществу с его отгонно-пастбищным животноводством, и согласились на кредиты под процент при совершении сделок, в то время как улемы твердо придерживались своих вековых устоев.

Читайте также: Тулуза, Франция и ислам

За последние десятилетия большая часть новостей, связанных с исламом, касается терактов. Ненависть к США, Израилю и Индии, к иностранцам, туристам и ко всему современному миру в целом в совокупности с одержимостью к подавлению и недопущению участия женщин в общественной жизни, ярой нетерпимостью к иным религиозным течениям, мнениям и вероучениям внутри самого мусульманского мира, включая суффитов и  шиитов, привело к прославлению террориста-смертника, растущей агрессивности и напряженным отношениям с остальным миром. Разумеется, далеко не все теракты – дело рук исламских радикалов, но все же большая их часть лежит на их совести.

Более обнадеживающими выглядят новости и недавних народных волнениях в арабских странах, инициированных в ряде случаев современной молодежью, которая активно пользуется интернетом. Но все же на свободных выборах, которые им удалось провести, победу одержали мусульмане традиционных взглядов. Они оказались единственными, за кем готовы идти народные массы. В отличие от большинства христиан и иудеев (я не говорю о японцах и китайцах), становящихся все более скептичными и терпимыми и рассматривающими свою религию исключительно как одну из прочих культурных традиций, многие мусульмане подвержены чрезмерному религиозному пылу и совершенно недоступны чувству юмора. Когда в 2005 году скромная датская газета опубликовала на своей юмористической страничке карикатуры на пророка Мухаммеда, мусульмане тут же объявили их богохульными. Посольства Дании и Норвегии в Сирии были подожжены, а в ходе бурных демонстраций протеста, спровоцированных улемами, погибли более 100 человек. В качестве сравнения со столь бурной реакцией скажем, что в том же 2005 году певица Мадонна дала концерт на олимпийском стадионе в Риме, всего в трех километрах от Ватикана. Она пела, изображая себя распятой на кресте, установленном на сцене. Хотя сам концерт и был оценен как кощунственный высшим руководством Римско-Католической Церкви, никому в Италии и в голову не пришло запрещать его, никто не организовывал демонстраций протеста. Более того, он прошел с большим успехом.

Хесус Мостерин  - философ и автор книги «Ислам и история мысли» (‘El islam: historia del pensamiento’), издательство Alianza.