В среду в Госдуму России прибыл нынешний глава правительства и будущий (инаугурация назначена на 7 мая) президент Владимир Путин, чтобы представить отчет о проделанном правительством на протяжении четырех лет. Хронически опаздывающий Путин и на этот раз прибыл на заседание Госдумы с 11-минкутным опозданием, зато его выступление заняло не запланированный час, а почти вдвое больший промежуток времени. Еще были ответы на вопросы депутатов.
Посвященная проделанному часть речи оставила впечатление, что премьер находился в должности несколько месяцев, а решающее слово в стране в предыдущие одиннадцать лет было у какого-то другого человека. Главным успехом Путин назвал то, что достаточно успешно пережит экономический кризис, это было возможно благодаря «общей ответственности, социальному партнерству и гражданской солидарности».
В действительности, определяющую роль в этом сыграла «скупость» недавно ушедшего в отставку министра финансов Алексея Кудрина в тучные годы. Именно он не допустил широкой траты «нефтяных денег», направив их в Стабилизационный фонд, который с наступлением черного дня стал спасением России. Неоспоримым успехом надо признать и то, что Россия относится к тем немногим государствам, у которого бездефицитный бюджет. В прошлом году был даже небольшой (4%) экономический рост и самая низкая за последние годы (6%) инфляция.
Путин обещал сразу же после инаугурации издать первый указ, который будет «дорожной картой» (пять приоритетов) для продвижения к светлому будущему. Так вышло, что большая часть речи была посвящена тому, какие задачи нужно решать на пути к этому светлому будущему. По мнению Путина, Россия в ближайшие три года по внутреннему валовому продукту (ВВП) должна войти в первую пятерку государств мира, отодвинув в «сторону хвоста» Германию и не позволив обогнать себя Бразилии. Эта цель вряд ли достижима.
Путину вообще не везет с прогнозированием ВВП. В 2000 году, впервые вступая в должность президента, он обещал, что за десять лет ВВП удвоится. Прошло десять и даже немногим более лет – и никакого удвоения. Из публичного пространства можно узнать, что ВВП действительно вырос – приблизительно на 70%. Если бы было достигнуто удвоение, то об этом скандировали бы на каждом углу. Речь насквозь была об экономике, но не обошлось и без упоминания Латвии.
Коснувшись улучшения инвестиционного климата, Путин сказал, что России надо подняться с нынешнего 120-го места в мировом рейтинге на 20-е, где «сейчас находятся такие страны, как Япония, Латвия».
Очень важным для развития государства Путин назвал демографический вопрос. По его словам, в последние годы положение улучшилось, больше рождается вторых и третьих детей. Однако тут же будущий президент упомянул «мероприятие», которое затмевает демографический оптимизм. А именно: будет создана система ранней диагностики наркотической зависимости детей школьного возраста. Возможно, в России эта проблема более серьезна, чем она отражается в СМИ.
За два часа человек с нормальной дикцией может наговорить довольно много, и Путин это сделал. Немного удивительным кажется вывод все еще премьера о том, что «в жизни России закончился постсоветский период, впереди новый этап развития государства». Определение этого этапа не дано, но «описательную часть» с равным успехом можно представлять публике в тучные годы, сейчас или через несколько лет.
Разумеется, эту речь ждали. Госдума собралась почти в полном составе, что для нее не характерно. Российскому телевидению была предоставлена редкая возможность снимать панораму зала пленарных заседаний. Но главная интрига высветилась в части вопросов и ответов. У Путина спросили об отношении к вычеркиванию одного слова из Конституции. А именно: сейчас там говорится, что один человек может занимать должность президента «не более чем два срока подряд». Путин ответил, что поддерживает вычеркивание слова «подряд». И пояснил, что изменение в Конституции будет относиться к тому президенту, которого изберут на следующих президентских выборах в 2018 году, на которых он тоже может стартовать «с чистого листа», потому что законодательные акты не имеют обратной силы.
Разумеется, есть юридические нюансы, говоря словами классика, «битва еще не окончена», однако слова Путина можно расценить, как заявку на нахождение на вершине власти чуть не до конца жизни, если ему самому не захочется поскорее отправиться на заслуженный (?) отдых. Это только с точки зрения вероятности. Потому что причиной массовых зимних протестов были не столько допущенные на выборах в Госдуму фальсификации, сколько перспектива еще годами жить в управляемой Путиным России.
* * *
Комментарии читателей
edgarsav: Рост ВВП на 70% немного отстает от удвоения. Однако то, что богатая ресурсами Россия только теперь догоняет Латвию по ВВП на душу населении, характеризует не блестящее состояние российской экономики. Нужно учитывать, что львиная доля доходов России - от продажи полезных ископаемых. Если цены на ресурсы повысятся, то ВВП России вырастет, если цены не повысятся, что и ВВП России никуда не повысится. С диверсификацией экономики дела у России идут весьма слабо. Но необходимо признать, что спрос на нефть в мире может только расти (Китай и Индия очень быстро наращивают ее потребление). Так что, если в мире не произойдет какой-то огромной катастрофы, например, большой войны, то у России есть основания надеяться на дальнейший рост цен.
indulisri: В статье много позитивных фактов о нашем соседе. Выводы тенденциозны, прямо вызывают улыбку! Что касается Путина, хочу обратить внимание на один введенный им налог. Налог для олигархов. Это одноразовая добровольная (!) индульгенция за купленную собственность, приватизированные основные средства в 90-е годы. Конечно, можно эту инициативу критиковать с различных правовых и других аспектов, но, по-моему, это справедливое и достойное президента действие. Было бы замечательно, если бы у нас в Латвии додумались до чего-то подобного. Жаль, что мы умеем только каркать и ничего больше.
Перевод: Лариса Дереча