Чтобы решить проблемы по ядерной программе Ирана, Запад должен отделить технические детали ядерного вопроса от политических аспектов безопасности.
Успех переговоров в Стамбуле, которые состоялись между Ираном и постоянными членами Совета Безопасности ООН плюс Германия (5 +1), может означать, что ядерную проблему можно разрешить в случае, если стороны смогут сосредоточиться на ядерной деятельности Ирана, не политизируя этот вопрос.
Запад и Иран признали переговоры по ядерной программе Ирана, которые были приостановлены на 15 месяцев из-за отсутствия взаимопонимания между сторонами, как «позитивные». Переговоры прошли 14 апреля в Стамбуле.
После начала полноценного сотрудничества Ирана с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) было бы разумно подписание крупного соглашения. Это бы показало, что Иран не подвергнется нападению со стороны Запада.
Читайте также: Москва призывает продолжать диалог с МАГАТЭ
Права человека, поддержка Ираном «Хезболлы» или других региональных групп и другие не касающиеся дела вопросы не должны влиять на усилия западных стран решить проблему ядерной программы Ирана. Неспособность сделать это лишь углубила бы раскол.
Если западные страны признают право Ирана на обогащение урана по Договору о нераспространении (ДНЯО) и Дополнительному протоколу к нему, то Иран сможет сотрудничать с ними еще более тесно. То, что Иран может достичь такой технической точки своей ядерной программы, которая даст возможность создать ядерное оружие, не означает, что он будет делать это.
Официальное признание законного права Ирана на мирную ядерную деятельность позволяет ему преследовать свои цели, как это делают другие страны, имеющие ядерные программы, но не производящие оружия, включая Японию и Южную Корею.
Для решения этого вопроса нет иного выхода, кроме увеличения наблюдений МАГАТЭ за ядерными объектами Ирана и глубокое техническое сотрудничество между агентством и Исламской Республикой.
Больше проверок даст возможность не смешивать ядерный вопрос с политическими вопросами, и технический подход к проблеме придет на смену политическому. Это необходимо потому, что иранская ядерная программа прошла точку невозврата и остановить ее невозможно с практической точки зрения.