По мере того, как страны-члены НАТО готовятся к намеченному на май саммиту глав государств в Чикаго, альянсу предстоит принять массу трудных решений по самым разнообразным вопросам, которые будут определять дальнейшее развитие политики сдерживания и обороны. И, несмотря на то, что НАТО зачастую находится в безвыходном положении в свете внутренних конфликтов членов альянса, в данном случае самым большим препятствием для важных политических изменений является отсутствие договоренности со страной, не входящей в альянс – Россией. В результате, если Россия значительно не изменит свою позицию по данному вопросу, НАТО будет усиливать нынешнюю тенденцию в своей политике.
На последнем саммите глав государств НАТО, который прошел в ноябре 2010 года в Лиссабоне, столкнувшись с вопросом о том, как альянс должен интегрировать противоракетную оборону, тактическое ядерное оружие и обычные вооруженные силы в согласованную и интегрированную структуру, которая бы поддерживала натовские временами расходящиеся у участников организации военные и дипломатические цели, альянс сделал то, что обычно делает при столкновении с вопросами, вызывающими разногласия: альянс дал слабину, дав задания министерствам обороны стран-членов изучить их и предоставить отчеты.
С тех пор эксперты усердно работали над пересмотром стратегии сдерживания и обороны. Результаты не будут оглашены вплоть до саммита в Чикаго, но кажется, что саммит поддержит сохранение ограниченного количества американского ядерного оружия в Европе, признает коллективную противоракетную оборону НАТО готовой к эксплуатации и объявит о том, что альянс каким-то образом усилит обычные вооруженные силы, несмотря на сильные сокращения оборонных бюджетов, которые были приняты многими ее членами.
Не стоит умалять целостность образа умозаключений и выводов, так как несколько союзников известны своим нелегким отношением к тому, чтобы тратить столько денег на эти возможности, когда их нынешние опасения сконцентрированы на нетрадиционных угрозах, например, транснациональный терроризм и кибератаки. Даже при таких условиях, не произойдет столь ожидаемого объявления о достижении договоренности между Россией и НАТО о противоракетном щите, тактическом ядерном оружии или по обычному вооружению в Европе.
Помимо требований к остальным ядерным державам присоединиться к России и США в процессе сокращения ядерного вооружения, российские лидеры настаивают на том, что их страна не может дальше уменьшать количество ядерного оружия пока обычные вооруженные силы не станут сильнее. Ссылаясь на превосходство НАТО в этой области, Россия прекратила выполнения первоначального Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а НАТО вскоре последовали этому примеру.
Российские официальные лица также отмахнулись от идеи ратификации адаптации ДОВСЕ, которая была подписан на саммите в Стамбуле в 1998 году, так как НАТО настаивает на том, чтобы Россия вывела войска из Грузии, что предполагается в рамках обязательств договора.
Учитывая данные сложности, россияне не заинтересованы в нескольких предложениях США о «большой сделке», которая бы относилась и к ДОВСЕ и к нестратегическому ядерному вооружению в Европе. Данные системы, более известные под общим названием «тактическое» ядерное оружие, особенно волнуют натовские правительства, так как Россия обладает их в большем количестве, чем НАТО. Соединенные Штаты обладают лишь одним видом ядерной бомбы свободного падения, которые располагаются в нескольких европейских странах. Напротив, российский нестратегический арсенал средств доставки ядерного оружия включает в себя противокорабельные крылатые ракеты, противолодочные системы, противоракетные системы и системы ПВО, ядерные торпедо, а также ядерные бомбы свободного падения, которые используются на российской авиации морского и наземного базирования.
Администрация Обамы (Obama) хочет обсудить не только снижение нынешнего количества боеголовок, предусмотренных Договором СНВ-3 в 1550 ядерных боезарядов и 800 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков. Она бы также хотела охватить не развертываемое стратегическое ядерное оружие – боеголовки, которые хранятся в резерве или хранилищах, но продолжают оставаться рабочими и могут быть быстро подготовлены к применению, а также нестратегическое ядерное оружие.
Все предыдущие переговоры распространялись только на стратегические наступательные ядерные силы, избегая разговоров о не развертываемых системах и боеголовках, так как введение ограничения на количество или статус любых ядерных боеголовок, не связанных с носителем стратегического оружия, приведет к более инвазивным мерам.
США больше заинтересованы в том, чтобы установить общий лимит на все типы ядерного оружия. Эта общая инвентаризация будет покрывать стратегическое и нестратегическое оружие, находящиеся в готовом или резервном состоянии. В начале 2010 года США объявили, что общее число активных ядерных боеголовок составляет 5113 штук.
Общее число у России, скорее всего, схожее, но российские предварительные результаты по разному распределяются, так как меньше боеголовок находятся в хранилищах и больше на системах с малой дальностью полета. Это может потребовать сложных уступок или промежуточных ограничений, но, помимо этого, это может пригодиться для упрощенного соглашения, согласно которому, каждая сторона может свободно размещать обговоренное в договоре количество боеголовок на любой развертывательной системе или в статусе не развернутых, главное, соблюдая общее обговоренное число.
Но крупные разногласия сохраняются между Вашингтоном и Москвой относительно того, куда отправится далее. Главные опасения России связаны с европейской системой ПРО и превосходством США в обычных вооруженных силах. Прогресс США в обоих направлениях работает против желания России еще больше сократить количество наступательных ядерных сил, что является приоритетом для США. Российские официальные лица также ссылаются на опасения в отношении американского космического и кибероружия, а также в отношении американских планов по размещению обычных боеголовок на стратегических системах доставки в рамках их программы «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike).
Опасения США в рамках сокращения американских ядерных сил в ближайшем будущем сконцентрированы и на китайских ядерных силах, а также на необходимости отгородиться от технических неполадок и стратегических неточностей. Быстрое сокращение маловероятно в любом случае, в связи с техническими особенностями уничтожения стратегических систем доставки и фактом контроля за их уничтожением. Укрепление американской инфраструктуры ядерного оружия для превращения ее в более быстро реагирующую, поможет уменьшить некоторые опасения, но обновление американской способности разбирать и собирать при необходимости ядерное оружие может занять около 20 лет.
Учитывая ограничения, любой значительный прогресс в сфере контроля вооружений между Россией и НАТО и Россией и США маловероятен, особенно в предвыборный год в США. Пока, стороны должны больше сконцентрироваться на достижение определенных ограниченных соглашений в сферах общих интересов, которые не потребуют ратификации новых формальных договоров или даже юридически обязывающих соглашений. Это может включать в себя сотрудничество России и США в области региональных проблем распространения оружия, неформальных мер по укреплению доверия и прозрачности и сотрудничество против ядерного терроризма.
Россияне также хотят начать сотрудничество в области мирного атома с США. Недавно ратифицированное «Соглашение 1-2-3» между США и Россией позволяет российским и американским компаниям сотрудничать с целью создания новых видов мирных реакторов, которые снизят вероятность дальнейшего распространения и станут, возможно, более безопасными и эффективными, чем существующие модели. Сотрудничество в области мирного атома также приведет к появлению в обеих странах новых влиятельных игроков, которые будут заинтересованы в сохранении хороших российско-американских отношений. Торговля между Россией и США мизерно мала, так как американцы не закупают российскую нефть, газ или оружие – главные статьи российского экспорта - и потому что некоторые препятствия усложняют инвестиции. В результате, электорат, положительно относящиеся к сильным двусторонним отношениям, крайне слаб в обеих странах, и состоит в основном из экспертов по внешней политике и специалистам в области контроля над вооружениями.
В результате, российско-американская повестка дня продолжает оставаться заполненной вопросами в духе холодной войны, включая контроль ядерных вооружений, что приводит к тому, что стороны вынуждены иметь враждебные отношения. Без новой динамики в российско-американских взаимоотношениях, сложно представить, как может продвинуться договор НАТО и России по контролю над вооружениями. И несмотря на то, что НАТО может продолжать применять нынешнюю политику сдерживания и обороны еще какое-то время, давление бюджета и других факторов в какой-то момент вынудит альянс предпринять более фундаментальные изменения в своем подходе к мировой безопасности 21 века.