Встречи глав государств и правительств американских стран берут свое начало в 1994 году в Майами и представляют собой наиболее важный политический форум Организации американских государств (ОАГ). Они действуют в качестве трехгодичного технического секретариата, на котором обсуждаются политические темы, представляющие взаимный интерес, утверждаются общие ценности, достигаются соглашения по обязательствам и совместным действиям на региональном и местном уровнях, направленным на решение стоящих перед ОАГ проблем; принимаются решения и разрабатываются рекомендации для выполнения целей, стоящих перед организациями Межамериканской системы. VI встреча глав американских государств прошла в Картахене (Колумбия) 14 - 15 апреля 2012 года под привлекательным лозунгом «Соединяя Америки: партнерство ради процветания». Ее участники рассматривали темы интеграции и регионального сотрудничества как способы достижения более высоких уровней развития и преодоления бедности, неравенства, обеспечения безопасности гражданского населения, стихийных бедствии и эффективного использования новых технологий.
На VI встрече глав американских государств вполне могла обозначиться склонность к кубинской проблематике, вызванная предложением пригласить на форум представителей Кубы, которое выдвинули страны Боливарианского союза для народов нашей Америки (ALBA). Это наверняка осложнило бы серьезное и плодотворное обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес
Стоит напомнить о том, что Куба не принимала участия в данном процессе, поскольку не является членом ОАГ с 1962 года, хотя в июне 2009 года министры иностранных дел этой организации приняли решение признать утратившим законную силу решение 1962 года, в соответствии с которым Куба была исключена из Межамериканской системы. Главы дипломатических ведомств договорились о том, что возвращение Кубу в лоно ОАГ должно произойти в результате «диалога, начатого по предложению правительства Республики Кубы в соответствии с нормами, целями и задачами ОАГ». Но этот диалог до сих пор даже не начинался. Более того, правительство Кубы продемонстрировало полное неуважение по отношению к Генеральной ассамблее ОАГ, заявив, что «Куба не высказывала пожелания и не намерена возвращаться в ОАГ, чья история изобилует темными эпизодами и предательствами национальных интересов, однако признает политическую значимость и дух сопротивления, которым наполнено это решение, инициированное народными правительствами латиноамериканских стран».
«Оригинальное» предложение Эквадора, поддержанное правительствами стран ALBA и содержавшее в себе угрозу бойкота встречи в случае его неприятия, было направлено на скорейшее приглашение Кубы на эту встречу на высшем уровне, что вновь привело бы к противостоянию между теми, кто выступает в защиту общих принципов ОАГ и теми, кто стремится подорвать ее устои. Действительно, во время недавнего заседания Политсовета ALBA кубинский министр иностранных дел подтвердил желание Кубы принять участие во встрече, если, разумеется, она будет на нее приглашена, однако при этом без обиняков заявил, что Куба не вернется в ОАГ и не заинтересована в поддержании с ней каких бы то ни было отношений. Со своей стороны, эквадорский президент Корреа даже заявил, что «нельзя называть саммитом Америк то мероприятие, в котором не участвует Куба» и что сама встреча не имеет смысла, если на ней не будут обсуждаться важные темы, такие как территориальная принадлежность Мальвинских островов или блокада Кубы. Доводы, приведенные в пользу участия Кубы во встрече глав Межамериканской системы, к которой она не принадлежит и принадлежать не желает, воистину вызывают удивление. Стоило бы задуматься о том, принесло ли бы какую-нибудь пользу присутствие этой антидемократической страны на форуме, в котором она не участвует уже 18 лет. Разумеется, предложение было скорее направлено на подрыв основополагающих принципов ОАГ, как это раньше было сделано в отношении Группы Рио. Тогда было решено принять Кубу в ее ряды, что предоставляло возможность создания новой координирующей инстанции: Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), пренебрегая Латиноамериканской экономической системой (SELA).
Тупиковая ситуация, которую создали страны ALBA, поставила Колумбию в сложное положение, вынудив министра иностранных дел этой южноамериканской страны отправиться на Кубу для проведения консультаций. Даже самому президенту Сантосу пришлось совершить визит в Гавану (это был первый визит главы государства там за последние 12 лет), чтобы попытаться развязать этот узел. И тот, и другой везли в портфели предложение, которое не должно было бы обрадовать ни одного из участников конфликта: ни Кубу, ни США. Действительно, судя по всему, было высказано предложение о том, чтобы Куба приняла участие в качестве простого наблюдателя, на что кубинцы бы вряд ли согласились. Да и США не позволили бы выкручивать себе руки по такому принципиальному вопросу, как антидемократический характер гаванского режима. Более того, в год выборов президент Обама не станет рисковать столь важными для него голосами американцев латиноамериканского происхождения, садясь за один стол с Раулем. Куба и ее приближенные из группы стран ALBA тоже ни
в коем случае не допустили бы, чтобы с ней обращались без того почтения, которое она, по мнению братьев Кастро, заслуживает.
Недавняя встреча глав американских государств вновь выявила две диаметрально противоположные точки зрения относительно того, какими должны быть форумы подобного рода: она показала, с одной стороны, взгляд стран Латинской Америки и бассейна Карибского моря, включая Кубу, недавно объединившихся в Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна и движимых главным образом желанием не допустить в свои ряды две наиболее развитые страны Западного полушария – США и Канаду; с другой, согласованное мнение сообщества демократических государств полушария, уважающих многовековое юридическое и государственное наследие и имеющих четко выраженное единство интересов и целей, среди которых преобладает защита основополагающих ценностей и принципов свободы и демократии. Встреча на высшем уровне также выявила постоянный конфликт между теми режимами, которые выступают в защиту основополагающих принципов и государственной структуры Межамериканской системы и теми, которые, прикрываясь лозунгами мнимой независимости и суверенитета своих народов, постоянно пытаются избежать соблюдения этих принципов.