Москва – Активисты, которые провели крупнейшие за историю постсоветской России протесты, теперь осознали, что единственной темой, которая их объединяла, была эйфория во время так называемой зимы недовольства.
Через четыре месяца после того, как население Москвы сделало прохладное предупреждение Кремлю, высыпав на улицы, возмущенное подозреваемыми фальсификациями во время декабрьских парламентских выборов, российская оппозиция продолжает оставаться все такой же раздробленной.
«Мы были объединены только во время совместной организации протестов», - заявил оппозиционный законодатель левых взглядов Илья Пономарев The Washington Times.
«Мы не можем ничего сделать, кроме протестов, потому что у всех разные мнения».
Холодная и жесткая реальность победы Владимира Путина на мартовских президентских выборах привела к остановке протестного движения.
Объединенные лишь недовольством по отношению к Путину, лидеры оппозиции быстро вернулись в свои довольно разнообразные роли – либералов, националистов, коммунистов, борцов с коррупцией, блогеров.
Читайте также: Оппозиция готовит "Марш миллионов"
Оппозиции многое сейчас должно играть на руку. Вряд ли недовольство путинским режимом когда-то еще было таким распространенным. Вероятно, что оно лишь еще вырастет после осознания того, что Путин не сможет выполнить массу финансовых обещаний, которые он раздавал во время предвыборной кампании.
Некоторые пытаются сохранить энтузиазм протестного движения, готовя достаточно оптимистично названный «Марш миллиона», который пройдет за день до запланированной на седьмое мая инаугурации Путина.
«Лидерам протестного движения важно показать, что у них все еще есть поддержка избирателей, и что игра не закончилась после избрания Путина», - заявила специалист по России IHS Global Insight Лилит Геворгян.
«Однако даже если они преуспеют, это может оказаться последним крупным протестом, так как сейчас нет конкретных тем для обычных граждан, которые им позволяли бы протестовать так же, как перед президентскими выборами».
Многие лидеры протестного движения концентрируют свою энергию на переменах в меньших масштабах, в сравнении со звучавшими во время митингов революционными предложениями. Предмет недовольства политическим строем переместился на местный уровень, где граждане чувствуют, что могут добиться изменений.
Самые заметные оппозиционные активисты в последние недели пришли на помощь независимым кандидатам, ведущим борьбу за голоса, которые по их мнению, у них были украдены на региональных выборах месяц назад.
Также по теме: Голодовка Олега Шеина объединяет оппозицию и внушает страх Путину
Некоторые, как Евгений Урлашов, независимый кандидат, ведущий борьбу за контроль Ярославля, добился проведения повторного голосования и победил, по большей части благодаря армии наблюдателей, приехавших из Москвы, чтобы убедиться в отсутствии фальсификаций.
Возможно, чувствуя опасность, которую представляет движение низов в региональных городах, власти избрали более жесткую линию в конфликте по поводу выборов мэра в Астрахани.
Избирательная комиссия города отказывается проводить повторное голосование, несмотря на обширное внимание СМИ к проигравшему оппозиционному кандидату Олегу Шеину, который уже целый месяц голодает, протестуя против сфальсифицированных, по его мнению, выборов.
Аналитики говорят, что политика на уровне низов – один из немногих способов борьбы, доступных оппозиции.
Испорченная демократия последних двадцати лет вселила в россиян глубокое ощущение недоверия ко всем, кто замешан в политических партиях.
Читайте также: Унизительный провал в Астрахани
«Многие оппозиционные лидеры – это известные политики, которые управляли страной в 1990-х годах», - заявил Александр Рар, эксперт Совета по внешней политике ФРГ.
«Многие люди связывают их с экономической катастрофой, и потому у них мало шансов получить власть. Необходимо появление новых молодых либералов, но на это понадобятся годы».
Законопроект о политической реформе, подписанный в начале месяца в ответ на требования протестующих о большей политической свободе, скорее всего, лишь ухудшит положение.
Закон смягчает условия для создания политических партий. Но это может способствовать тому, что единая оппозиция развалится на сотни маленьких партий, которые вряд ли смогут стать реальной силой.
Закон также позволяет политическим партиям регистрироваться с похожими именами, что может создать дополнительную путаницу во время голосования.
«Реформы лишь создадут подобие многопартийной системы, - сказал Пономарев. - Будет 200 партий, и никто не сможет определить различие между ними».
По его словам, нужно, чтобы система «спустилась вниз, к народу».
«Партии сначала должны участвовать в местных выборах, потом в региональных, потом в федеральных, а не наоборот», - добавил Пономарев.