В пятницу Россия и Европейский Союз представили два варианта резолюции в Совет Безопасности ООН по отправке в Сирию до 300 наблюдателей, и, по словам одного дипломата, можно надеяться, что голосование по ним пройдет в ближайшие дни.
После того как в субботу Совет разрешил миссию в 30 человек, семь наблюдателей уже отправились в Сирию. Необходима новая резолюция для дальнейшего размещения до 300 наблюдателей, согласно рекомендации Генсекретаря ООН Пан Ги Муна (Ban Ki-moon).
Однако некоторые члены Совета выразили нежелание одобрять отправку расширенной миссии наблюдателей, беспокоясь о невыполнении обещаний со стороны сирийского правительства в вопросе прекращения насилия, вывода войск и тяжелого оружия.
По меньшей мере 23 человека погибли в пятницу. Десять из них стали жертвами взрыва придорожной мины, предназначенной для правительственных войск, а большая часть остальных погибла от обстрела Хомса силами президента Башара Асада (Bashar al-Assad), что еще больше подрывает хрупкий план по перемирию.
Официальный представитель Министерства иностранных дел России Александр Лукашевич заявил в опубликованном на сайте министерства обращении: «В настоящее время в СБ ООН идет активная работа на базе российского текста с тем, чтобы уже завтра, 21 апреля, принять соответствующее решение».
Дипломаты Совета подтвердили, что сейчас ведется обсуждение российского проекта резолюции. Обычно при наличии похожих вариантов резолюции их стараются объединить. Один дипломат из Совбеза, выступая на условиях анонимности, заявил о том, что голосование, скорее всего, пройдет на следующей неделе.
И российский, и европейский проект резолюции, попавшие в распоряжение Reuters, подразумевают размещение 300 невооруженных наблюдателей в Сирии на три месяца и призывают страну выполнить обещания, данные ею в рамках миротворческого плана спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана (Kofi Annan).
Одно из основных различий между российским и европейским вариантами резолюции заключается в том, что европейский проект, текст которого разрабатывался Францией, «подчеркивает необходимость в скорейшем соглашении между сирийским правительством и ООН по поводу независимого использования воздушного транспорта» членами миссии наблюдателей ООН.
Российский проект резолюции не упоминает воздушный транспорт и менее критично высказывается по отношению к Дамаску, чем европейский вариант.
Сирия заявила, что ей не нужны самолеты ООН, хотя Генсек Пан Ги Мун и говорил, что миссии потребуются вертолеты и другое военное оборудование, и что этот вопрос еще будет обговариваться с сирийскими властями.
Продолжающиеся уже более года действия Асада против демократически настроенных протестующих привели к тому, что Сирия находится на пороге гражданской войны.
Совет Безопасности, состоящий из 15 членов, разделился на западные страны, которые требуют ухода Асада, и Россию с Китаем, которые его поддерживают и уже дважды блокировали резолюции, осуждающие сирийского лидера.
Но в субботу Россия и Китай присоединились к остальным членам совета во время голосования по резолюции, которая позволяет отправку первой группы наблюдателей ООН.
Россия редко сама представляет проекты резолюций в Совбезе ООН. Она лишь недавно начала составлять их по таким вопросам, как, например, пиратство в Сомали, конфликт в Ливии и кризис в Сирии, ее союзнике и одном из основных импортеров российского оружия.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в пятницу в Москве заявил: «Всем необходимо сплотиться вокруг плана Аннана, вокруг решения Совета безопасности ООН, которым этот план был одобрен, сделать все, чтобы как можно скорее принять вторую резолюцию, которая будет одобрять полноформатную миссию наблюдателей в Сирии».
Заместитель Аннана Жан-Мари Гуэнно (Jean-Marie Guehenno) заявил в четверг Совбезу, что, несмотря на существующие риски и продолжающееся насилие, необходима отправка дополнительных наблюдателей в Сирию.
План Аннана по мирному урегулированию призывает к завершению военных действий между силами правительства и повстанцами, выводу войск и тяжелого оружия из городов, допуску гуманитарной помощи и началу диалога, нацеленного на «политический переход», между правительством и оппозицией.