Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ярость против гоночной машины

Многотысячные протесты против Гран-при в Бахрейне не подействовали на организаторов и гонщиков

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на столкновения с полицией тысяч требующих демократии демонстрантов, облака слезоточивого газа и голодовку протеста, «Формула-1» вчера отказалась прислушаться к призывам и отменить проходящий в эти выходные Гран-при в Бахрейне – одно из самых скандальных событий в истории соревнований. А гонщики и руководство соревнований называют происходящее «преувеличениями» и «абсурдом».

 

Несмотря на столкновения с полицией тысяч требующих демократии демонстрантов, облака слезоточивого газа и голодовку протеста, участник которой, по слухам, близок к смерти, «Формула-1» вчера отказалась прислушаться к призывам и отменить проходящий в эти выходные Гран-при в Бахрейне – одно из самых скандальных событий в истории соревнований. Более того, гонщики и руководство соревнований шутят о политическом насилии в островном королевстве и называют происходящее «преувеличениями» и «абсурдом». Участники бахрейнских протестов сначала не могли в это поверить.

 

В ответ на рост напряженности полиция начала разгонять светошумовыми гранатами и слезоточивым газом толпы демонстрантов – в основном шиитов, требующих демократических реформ и отмены завтрашней гонки. Чемпион мира Себастьян Феттель (Sebastian Vettel) при этом заявил, что в информации о насилии «много преувеличений».

 

Руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун (Bernie Ecclestone), напустился на репортеров, которые попросили его прокомментировать усугубляющийся политический кризис в Бахрейне: «Это полный абсурд, который так любит ваша журналистская братия. Все что вам на самом деле нужно – это землетрясение или что-то вроде этого, чтобы вам было о чем писать».

 

Дэвид Кэмерон также пренебрежительно отнесся к требованиям отказаться от гонки, хотя британское министерство иностранных дел посоветовало болельщикам не ехать на Гран-при. Он заявил, что это «дело ”Формулы-1“», добавив: «Бахрейн – это не Сирия, в нем сейчас идут реформы».

 

Между тем Эд Миллибэнд (Ed Milliband) присоединился к 17 членам парламента, подписавшим письмо, в котором говорится, что «гонка используется правительством Бахрейна как знак одобрения его политики подавления инакомыслия». Он также заявил: «Я, разумеется, думаю, что с учетом насилия и нарушений прав человека, которые мы видим в Бахрейне, Гран-при не должен продолжаться».

 

Очевидная бесчувственность пилотов и руководства «Формулы-1» разозлила оппозиционные организации, уже целый год страдающие от санкционированных государством мер по подавлению протестов. В результате этих мер более 50 человек погибли, а еще тысячи подверглись пыткам, были брошены в тюрьмы или уволены с работы за выступления против монархии.

 

В беседе с корреспондентом The Independent дочь ведущего голодовку протеста активиста Абдулхади Аль-Хаваджи (Abdulhadi al-Khawaja) выразила недовольство тем, что звезды «Формулы-1» не хотят комментировать волнения. «Я надеюсь, что однажды эти гонщики, которые не хотят говорить о происходящем, изменят свой настрой, - заявила Зайнаб Аль-Хаваджа (Zainab al-Khawaja), отец которой находится в тюрьме и близок к смерти после 70 дней голодовки. – Если они этого не сделают, может быть, их дети когда-нибудь спросят у их, почему они участвовали в гонке в стране, в которой власти арестовывали и пытали людей».

 

Г-н Халаджа, один из лидеров оппозиции, происходящий из шиитов, которые составляют большинство населения страны, был арестован после того, как в прошлом году в Бахрейне начались протесты против суннитской династии Аль-Халифа. Он голодает уже больше двух месяцев, а последние 24 часа отказывается и от воды. Его дочь сообщила, что его здоровье стремительно ухудшается, и он решил составить завещание.

 

«У нас было мало времени, - сказала она. – Он заявил мне, что он уверен в том пути, который выбрал, и что он не хочет, чтобы в случае его смерти кто-либо прибегал к насилию. Он подчеркнул, что мирное сопротивление – это наиболее мощный способ протеста и призвал людей воздержаться от насильственных действий, связанных с его голодовкой».

 

В преддверии гонки бахрейнские власти постарались покончить с волнениями и начали активнее действовать против демонстрантов, превентивно арестовав более 90 лидеров инакомыслящих, запретив протесты в столице и начав применять боевые патроны, утверждают оппозиционеры. Хотя в страну освещать «Формулу-1» приехали более 200 спортивных журналистов, власти запретили въезд ряду иностранных репортеров.

 

Официальные данные о количестве арестованных и пострадавших пока не опубликованы 

 

Вчера вечером десятки тысяч людей участвовали в митингах, проходивших по всей стране. Как стало известно, полиция использовала светошумовые гранаты и слезоточивый газ, как минимум, в одном случае - против группы демонстрантов у кругового перекрестка «Аль-Кадам» к западу от Манамы. Активисты, стремящиеся воспользоваться тем, что внимание мира сейчас привлечено к гонке, обещают «три дня гнева».

 

На Международном автодроме Бахрейна, расположенном в 25 милях к югу от того места, где проходят многие из протестов, участники «Формулы-1», тем временем, всеми силами пытались доказать, что ничего необычного не происходит. Дженсон Баттон (Jenson Button) из команды McLaren выразил чувства многих пилотов, заявив журналистам: «Вы интервьюируете меня как гонщика, и я охотно поговорю с вами об автогонках. О других вопросах я говорить не собираюсь».

 

Себастьян Феттель оказался одним из немногих гонщиков, которые были готовы говорить о политике, однако его слова, преуменьшавшие насилие, разозлили многих.

 

«Я буду рад, когда мы завтра начнем свободный заезд, потому что это будет значить, что можно беспокоиться о вещах, которые действительно имеют значение – о болидах, о температуре шин, - пошутил он. - Я не видел, чтобы кто-то бросал бомбы. По-моему, все не так плохо. Мне кажется, тут много преувеличений, поэтому хорошо, что мы начали делать свою работу. Наша работа - это спорт и ничего больше».

 

Г-н Экклстоун высказался столь же бескомпромиссно, заявив, что отменить гонку могут только бахрейнские власти. «Я не могу ничего отменить, - заявил он. – Это не наше дело. Мы заключили соглашение, вот и все. Политические события происходят не только здесь, но в любом случае, мы приехали сюда не для того, чтобы вмешиваться в политику». Он также добавил: «Есть другие страны, о которых вам следовало бы писать. Они выше стоят в списке приоритетов. Отправляйтесь в Сирию и пишите о том, что там творится. Это намного важнее».

 

Наследный принц Бахрейна Салман бин Хамад Аль-Халифа (Salman bin Hamad al Khalifa), которому принадлежат права на «Формулу-1» в его стране, добавил, что отмена гонки «сыграла бы на руку экстремистам».

 

«Тем из нас, кто пытается справиться с этой политической проблемой, гонка позволяет наводить мосты между общинами, сближать людей совместной работой, - заявил он. - Она дает нам возможность гордиться нашей страной».

 

Однако оппозиция возражает на это, что выступающие против реформ «ястребы» используют Гран-при, чтобы показать миру, что проблемы прошлого года ушли в историю.

 

Маттар Эбрахим (Mattar Ebrahim), высокопоставленный функционер ведущей шиитской оппозиционной партии «Аль-Вефак» заявил The Independent , что его партия не против прихода «Формулы-1» в Бахрейн, однако недовольна тем, что гонка «используется правительством, чтобы обманывать общественное мнение и доказывать, что ситуация в Бахрейне нормализовалась».

 

Непоколебимая уверенность: «Формула-1» защищает себя

 

Мартин Брандл (Martin Brundle), телекомментатор на канале Sky, бывший гонщик: «Во многих отношениях Бахрейн никогда так хорошо не выглядел. Конечно, тут сейчас есть какие-то проблемы, но я их не видел. Журналисты их специально выискивают, ну а ребятам из Force India просто не повезло. Если бы я отвечал за «Формулу-1», я принял бы точно такое же решение – проводить здесь гонку».

 

Дженсон Батон, пилот команды McLaren: «Я не собираюсь вдаваться в подробности всего этого. Вы интервьюируете меня как гонщика, и я охотно поговорю с вами об автогонках. О других вопросах я говорить не собираюсь».

 

Себастьян Феттель, чемпион мира серии «Формула-1»: «Я буду рад, когда мы завтра начнем свободный заезд, потому что это будет значить, что можно беспокоиться о вещах, которые действительно имеют значение – о болидах, о температуре шин. Я не видел, чтобы кто-то бросал бомбы. По-моему, все не так плохо. Мне кажется, тут много преувеличений, поэтому хорошо, что мы начали делать свою работу. Наша работа - это спорт и ничего больше».

 

Берни Экклстоун, руководитель «Формулы-1»: «Политические события происходят не только здесь, но в любом случае, мы приехали сюда не для того, чтобы вмешиваться в политику. Есть другие страны, о которых вам следовало бы писать. Они выше стоят в списке приоритетов. Отправляйтесь в Сирию и пишите о том, что там творится. Это намного важнее».

 

Марк Томпсон (Mark Thompson), фотограф, снимающий «Формулу-1» для фотобанка Getty Images: «Никаких признаков проблем, нас очень гостеприимно встретили, отличный пресс-ужин в центре Манамы. Добавьте красного, пожалуйста».