Можно ли победить на выборах при помощи социальных сетей? Этот вопрос все чаще звучит во Франции накануне первого тура президентских выборов.
В настоящее время французы ведут очень активную онлайновую жизнь: 75% населения регулярно ходят по сайтам, а 25 миллионов человек имеют странички на Facebook. При этом общая численность населения страны составляет 66 миллионов человек, из которых 43 миллиона – избиратели.
«Правда заключается в том, что никто пока не смог найти способ превратить «Нравится» на Facebook в настоящий голос»,- заявила Флер Пеллерин (Fleur Pellerin), советник по вопросам цифровой экономики кандидата от социалистической партии Франсуа Холланда (Francois Hollande).
Тем не менее, предвыборная кампания 2012 года оказалась поворотным моментом в политической истории: впервые интернет и социальные сети стали частью предвыборной стратегии кандидатов – от Николя Саркози (правоцентристы) до Холланда (левоцентристы), от Жана-Люка Меленшона (Jean-Luc Mélenchon) (ультралевые) до Марин Ле Пен (Marine Le Pen ) (ультраправые) и Евы Жоли (Eva Joly) (зеленые).
Действующий президент Саркози делает ставку на Facebook – самую популярную социальную сеть во Франции – где он опубликовал этапы своего становления с целью показать, что он занимался политикой со времен, когда он еще был студентом. Этот рассказ доказывает, что он не случайно занимает пост главы государства. Его предвыборный штаб также создал приложение для смартфонов, которое позволяет избирателям следить за деятельностью Саркози по всем департаментам Франции (по каждому из 101 столичных и региональных подразделений Франции и ее заморских территорий).
Тем временем, самый популярный политический аккаунт в Twitter во Франции принадлежит лидеру предвыборной гонки Холланду (224000 последователей в противовес 157000 последователей Саркози).
Новизна заключается в запуске новых забавных сайтов в попытке блокировать оппозицию. Одним из примеров является сатирический видеоролик "kikadiquoi" (кто что сказал?), созданный UMP, в котором высмеивается манера Холланда выбирать выражения. В ответ на этот ролик, партия Холланда запустила игру Le Sarkolol, сродни карточной игре для тренировки памяти, где каждая перевернутая карточка напоминает об одном из многочисленных скандалов, в которых был замешан Саркози.
Кандидаты в президенты и руководители их предвыборных штабов сражаются в сети за то, чтобы 1. сохранить популярность; 2. мобилизовать своих сторонников; 3. обойти традиционные СМИ. «Каждый может стать носителем информации без посторонней помощи»,- заявил Саркози 1 февраля. В эру цифровых технологий любой политик может донести свое послание посредством социальных сетей, минуя редакции новостей. «В 2012 году произойдет поглощение мира прессы социальными сетями. Это смена парадигмы в отношениях между миром политики, прессой и гражданами»,- добавил он.
Возможно, это действительно смена парадигм, однако она все еще не завершилась. Большинство французов (74%) до сих пор узнают новости в основном посредством телевидения, а интернет занимает второе место в списке источников информации (40%).
С возникновением такого феномена как социальное телевидение социальные сети и телевидение теперь стали дополнять друг друга. С момента проведения праймериз Социалистической партии политические передачи на телевидении спровоцировали поток комментариев в Twitter, когда аудитория телевидения присоединилась к виртуальному сообществу, чтобы иметь возможность подробно анализировать высказывания политиков. Телевидение передает слова, произнесенные кандидатами, а в социальных сетях эти слова обсуждаются. Именно в социальных сетях люди делают выводы относительно убедительности кандидатов. Так происходит, потому что их обещания и цифры, которыми они жонглируют, проверяются на достоверность в реальном времени журналистами и экспертами, что гарантирует мгновенные и компетентные комментарии к разглагольствованиям политиков.
К чему это приведет? Кандидаты, зная, что они находятся под пристальным взглядом общественности, сейчас стали невероятно осторожными в своих высказываниях. «Вы комментировали, суммировали и распространяли мои предложения»,- повторял Холланд на митинге в Венсенне 15 апреля.
Невозможно сказать, смогут ли социальные сети повлиять на мнение избирателей. Последние могут либо наблюдать за происходящим со стороны, либо вступать в споры с оппонентами. В большинстве случаев они остаются в выбранной ими зоне комфорта - либо восхищаясь, либо презирая того или иного кандидата – внутри этого французского пузыря, где основная масса интернет-активистов склоняются влево, небольшое их число относит себя к ультраправым, и лишь немногие – к правым.
Поэтому ответом на первый вопрос «Можно ли победить на выборах при помощи социальных сетей?» звучит следующим образом: во Франции в 2012, вероятнее всего, нет. Однако на вопрос «Могут ли социальные сети предсказать имя следующего президента Франции?» ответ, скорее всего, будет положительным. Французской прессе запрещено оглашать первые итоги голосования до 8 часов вечера, когда в крупных городах закрываются избирательные участки.
Напротив, в зарубежных франкоязычных источниках информации и социальных сетях первые итоги начнут подводить с 6:30 вечера, когда информированные источники смогут оценить тенденции после обработки первых 100 бюллетеней на избирательных участках, которые закрываются в 6:30. Хотя французской прессе запрещено называть имя победителя до 8 часов вечера, к тому времени в социальных сетях его имя будет известно уже более часа.