Четыре с половиной месяца назад в России произошло то, чего почти никто не ожидал. После парламентских выборов десятки тысяч возмущенных граждан вышли на улицу для того, чтобы выразить свой протест против фальсификаций, коррупции и несправедливости. Даже температура минус 20 градусов не смогла их напугать. Они скандировали лозунг «Россия без Путина», прикалывали себе на одежду белые ленточки и несли плакаты с ироничными надписями.
Люди на улицах улыбались друг другу – в России это довольно большая редкость, поскольку впервые они осознали, что в своих убеждениях они не одиноки. Средства массовой информации на Западе сравнивали «русскую зиму» и «арабскую весну». Ощущение перемен носилось в воздухе, как во времена перестройки.
Однако затем наступил март, а вместе с ним и время проведения президентских выборов. Владимир Путин одержал победу в первом туре, набрав 63,6% голосов, после чего праздновал это событие со слезами на глазах на Манежной площади недалеко от Кремля.
Общество в процессе перемен
7 мая Путин в третий раз будет приведен к присяге в качестве президента России. А запланированный оппозицией «марш миллионов», который, несомненно, не будет соответствовать по численности своему названию, ничего уже не сможет изменить. На телевидении, как и прежде, показывают пропагандистские репортажи. Предприниматель Алексей Козлов вновь был приговорен к тюремному заключению, а женщины из панк-группы «Pussy Riot» оказались в тюрьме за устроенную ими художественную акцию в храме Христа Спасителя.
Так что же осталось после «русской зимы»? Может быть, пропал порыв, и все опять вернется в свое привычное русло? Вновь разгорелся вечный спор о том, может ли вообще Россия управляться демократическим способом.
Но это не верно. И мы должны, наконец, перестать лелеять миф о постоянно повторяющейся истории. Россия не является страной загадочной русской души. Она представляет собой общество в процессе изменений – с многочисленными проблемами, которые следует рассматривать сквозь призму рациональности.
Растущее недовольство
Результаты выборов могут разочаровать, прежде всего, потому, что ожидания были слишком велики. Не наивно ли было верить в то, что система Путина может быть полностью побеждена в течение нескольких недель? Московские демонстранты не хотели такой революции, как в Египте, и они постоянно подчеркивали, что речь может идти только о мирных протестах.
Большинство из них вообще не знали, кого они хотели бы видеть в Кремле вместо Путина. Но одно было для них ясно – они хотели большего участия в принятии решений, сменяемости власти, а также правового государства. Они хотели больше демократии. И это желание оказалось не напрасным – несмотря на утверждения о том, что российский народ, весь российский народ, якобы предпочитает, чтобы им правили железной рукой.
Недовольство, а также стремление к большей демократии и правовому государству в будущем будут еще сильнее, и они будут увеличиваться по мере роста российского среднего класса. Протесты – пока – не оказали никакого влияния на состав правящей элиты, однако они показали, что российское общество существенным образом изменилось. Это общество намерено идти по демократическому пути. Хотя при этом следует иметь в виду, что этот путь будет и долгим, и тернистым.
Пробудившийся интерес к местной политике
Участники демонстраций в декабре и феврале во время выборов стали добровольными наблюдателями. Далеко не все, но, тем не менее, многие из них оказались не готовы к этой совсем не романтической работе – изучать законы, бороться с председателями избирательных комиссий, документировать фальсификации и писать жалобы.
Неожиданно пробудился интерес к местной политике. В нескольких городах к власти пришли оппозиционные мэры, а в Астрахани кандидат от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин предпочел бороться за проведение новых выборов с помощью голодовки вместо того, чтобы заниматься поисками компромиссов с системой и договориться, возможно, о получении выгодного места в городской администрации.
Блогер Алексей Навальный как раз в настоящее время создает сеть активистов, которую он называет «пропагандистской машиной добра». Они должны распространять информацию о коррупционных преступлениях режима – как в социальных сетях, так и с помощью листовок и личных бесед. Сопротивление женщин из панк-группы «Pussy Riot» обрело многих сторонников. В среду, когда в Москве слушалось в суде их дело, перед зданием собрались десятки их сторонников, скандировавших «Позор!»
Между хаосом и диктатурой
Это сопротивление авторитарным структурам государства, полиции и церкви не будет спадать. Когда структуры власти реагируют на это с помощью абсурдных репрессивных мер, они наталкиваются на мощный ответ – прежде всего со стороны молодежи, представители которой не хотят мириться с существованием жесткой системы. Еще год назад никто не мог себе представить, что так много россиян будут активно выступать за демократизацию жизни в стране. Этого пока недостаточно для того, чтобы обеспечить сразу смену власти на федеральном уровне, однако это первый шаг в правильном направлении.
Еще предстоит сделать много подобного рода шагов для того, чтобы сформировать другую политическую систему – нужно будет создать новые серьезные партии, новых лидеров, пользующихся доверием, новую культуру политических дискуссий. Будут и неудачи, поскольку нынешние правители не заинтересованы в изменении системы. Тем не менее, одного можно не опасаться – того, что создание гражданского общества может потерпеть неудачу из-за «национального характера» или, возможно, уже потерпело поражение. Если бы диктатуры были в состоянии навечно привязать свой народ к политическому заколдованному кругу, то тогда были бы невозможны демократические выборы в странах бывшего восточного блока, в Испании, в Португалии или в Бразилии.
Россия не должна постоянно выбирать между хаосом и диктатурой. В России уже формируется общество ответственных граждан. И вот что эти ответственные граждане поняли после зимних акций протеста – изменения быстро не происходят.