Франсуа Олланд (François Hollande) немного вырвался вперед по итогам голосования на президентских выборах. Теперь ему и Николя Саркози предстоит второй тур. В первом туре каждый пятый голос отошел к ультраправым из национального фронта.
После ожесточенной кампании, в ходе которой кандидаты предлагали прямо противоположные друг другу планы управления обремененной долгами французской экономикой в условиях кризиса в еврозоне, претендент на президентский пост от социалистов получил 28,5 % голосов, сообщило в воскресенье вечером министерство внутренних дел. На этот момент было подсчитано 96 % голосов.
Г-н Саркози – правоцентрист, стремящийся не вписать свое имя в ряд европейских лидеров, которые лишились своих постов из-за европейского долгового кризиса, - получил 27 % в первом туре, явка в котором превысила 80 %.
Потрясением этого вечера стали рекордные 18,1% , набранные лидером Национального фронта Марин Ле Пен (Marine Le Pen), которой удалось добиться превышающих все прогнозы результатов благодаря недовольству многих во Франции мейнстримной политической элитой.
После объявления предварительных результатов как сторонники г-на Саркози, так и сторонники г-на Олланда на своих митингах начали хором провозглашать: «Мы победим». Это наглядно демонстрирует, что в гонке, в которой почти половина из проголосовавших не отдали свои голоса ни одному из двух фаворитов, ничего еще не решено.
Победитель назначенного на 6 мая второго тура встанет у руля пятой экономики в мире, в которой каждый 10 трудоспособный житель – безработный, и бюджетное здоровье которой все сильнее тревожит финансовые рынки.
Ликование сторонников Олланда по поводу полученного им первого места несколько умеряются результатами, которых добился Национальный фронт. По словам г-на Олланда, неожиданно набранные г-жой Ле Пен голоса – это «новый сигнал», отражающий недовольство и разочарование народа.
Один из сторонников г-на Олланда из Тюля – столицы расположенного на юге центральной части Франции избирательного округа, от которого г-н Олланд избирался в парламент, заметил: «Это нельзя назвать хорошей новостью, но те, кто голосовал за Ле Пен, не обязательно будут голосовать за Саркози во втором туре. Ее результаты можно воспринимать как протест против Саркози».
Неспособность Саркози занять первое место в первом туре, стало ударом по его попыткам придать импульс кампании, обремененной низкими рейтингами. Ни у одного из французских президентов с 1950-х годов не было таких низких рейтингов в конце срока, как у Саркози.
Впрочем, один из сторонников Саркози заявил в его избирательном штабе в Париже, что, судя по общему количеству голосов, которые получили г-н Саркози и г-жа Ле Пен, «правые во Франции победили».
Г-н Саркози заявил, что он признает беспокойство избирателей по поводу рабочих мест и иммиграции – «беспокойство наших соотечественников, стремящихся сохранить свой образ жизни», как он заявил сторонникам в своем парижском избирательном штабе.
Г-жа Ле Пен уже заставила г-на Саркози сдвинуться вправо своими нападками на иммиграцию. Она так же, как и кандидат от ультралевых, отмечает недостаток у избирателей энтузиазма по отношению к двум ведущим претендентам, которых она называет «сиамскими близнецами».
Г-жа Ле Пен легко оттеснила с третьего места Жана-Люка Меланшона (Jean-Luc Mélenchon) из «Левого фронта» - пламенного оратора, собирающего многолюдные митинги. Он получил 11 % - меньше, чем рассчитывали многие из его сторонников, - однако его избиратели рассчитывают, что в обмен на поддержку во втором туре он может заставить г-на Олланда заметно полеветь.
9,1 % голосов, полученные центристом Франсуа Байру (François Bayrou), также могут позволить ему стать делателем королей.
Опрос, проведенный в воскресенье вечером компанией Ipsos, показывает, что преимущество г-на Олланда перед г-ном Саркози во втором туре, составлявшее в пятницу 12 процентных пунктов, сократилось до восьми процентных пунктов. Судя по опросу, практически все, кто голосовал за г-на Меланшона, поддержат во втором туре г-на Олланда.
Так же поступит часть сторонников Ле Пен, хотя 60 % из них заявили, что они поддержат г-на Саркози. Примерно каждый пятый ее сторонник – что составляет около 4 процентных пунктов голосов, которые могут стать решающими во втором туре, - заявил социологам, что он еще не определился.