Президент Судана Омар аль-Башир говорит о неизбежной победе и обещает продолжить войну. В понедельник глава государства отправился отмечать возвращение нефтеносного района Хеглиг, который завоевали 10 августа его южные соседи. «Никаких переговоров с этими людьми не будет», - заявил президент о правительстве Южного Судана. Вся окрестная территория была усеяна трупами.
Командующий суданской армией Камаль Маруф заявил, что потери противника составили 1200 человек. Однако побежденные не остались в долгу: перед отступлением войска Южного Судана разрушили часть нефтяных установок. Тем временем суданская авиация начала бомбардировку расположенного на юге Бентиу.
По всей видимости, ничто не в силах остановить войну. «Боюсь, что достичь мира уже невозможно. В истории бывают моменты, когда вести переговоры больше нельзя», - заявил в воскресенье эксперт Жерар Прюнье (Gérard Prunier) в программе «Геополитика» Radio France Internationale. Уставшее от конфликта международное сообщество не поддерживает ни одну из сторон.
В понедельник министры иностранных дел стран-членов Европейского Союза призвали оба государства «немедленно прекратить нападения на территорию друг друга» и «вернуться за стол переговоров». В противном случае против обеих сторон могут быть введены санкции, утверждает министр сотрудничества Франции Анри де Ренкур (Henri de Raincourt). США, ООН, Африканский Союз и даже Китай (традиционный союзник Хартума) в один голос говорят о необходимости остановить кровопролитие.
Отсутствие «серьезной работы»
Все согласны с тем, что у Судана и у Южного Судана, которые появились на политической карте Африки менее года назад в результате раздела крупнейшей страны континента, нет никаких причин воевать друг с другом. В июле 2011 года Хартум (столица Судана) согласился на отделение трети своей территории в итоге длительного переговорного процесса под патронажем США.
Два новообразованных государства пообещали своим международным «опекунам» в течение года урегулировать оставшиеся неразрешенными вопросы: демаркацию неутвержденных 20% границы, статус живущих на севере южан и находящихся на юге северян, раздел нефтяных ресурсов страны (по уровню добычи Судан занимал третье место в Африке). Тем не менее, переговоры по всем этим вопросам в итоге ни к чему не привели из-за отсутствия политической воли.
«Ни на севере, ни на юге не ведется никакой серьезной работы», - уверен Марк Лавернь (Marc Lavergne) из Национального центра научных исследований. Причиной нынешнего конфликта стали разногласия по тарифам на транзит нефти из Южного Судана по идущему на север трубопроводу. В Джубе (столица Южного Судана), которой достались две трети месторождений, приняли решение остановить добычу и попытаться покончить с Хартумом, отвоевав у него оставшуюся треть.
Как бы то ни было, в настоящий момент речь идет о борьбе двух государств, что осложняет урегулирование конфликта, подчеркивает главный редактор TTU Рашид Саид. Особенно с учетом того, что воюющие стороны ищут для себя новых союзников. Недавно Хартум подписал военное соглашение с Ираном и выразил резкое недовольство альянсом Джубы и Израиля, который рассматривает Южный Судан как стратегического союзника.