Иерусалим — В своем опубликованном в среду интервью глава генштаба израильской армии заявил, что Иран предпочтет не создавать ядерную бомбу. Это противоречит более мрачным прогнозам, сделанным премьер-министром Биньямином Нетаньяху, и указывает на существование в израильской верхушке разногласий по иранскому вопросу.
Заявление генерал-лейтенанта Бени Ганца (Benny Gantz), предполагающее, что международные санкции начинают приносить плоды, может ослабить давление на администрацию Обамы и помешать попыткам израильских политических лидеров убедить Соединенные Штаты максимально ужесточить позицию по Ирану.
Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак (Ehud Barak) неоднократно подчеркивали, что, на их взгляд, санкции и дипломатия неспособны убедить Иран свернуть ядерную программу, которую они считают военной. По их мнению, времени осталось мало, и Иран нужно остановить как можно быстрее.
Однако израильские военные, по-видимому, смотрят на этот вопрос иначе. Ганц прояснил свою позицию, дав – что необычно для него - несколько интервью израильских газетам. Аналитики полагают, что его комментарии были рассчитаны на то, чтобы достигший этой весной крайней ожесточенности спор стал несколько более нюансированным. В беседе с корреспондентом газеты Haaretz, генерал заметил, что израильские вооруженные силы будут готовы действовать, если им это прикажут, но он не думает, что в этом году настанет «критический момент».
Ганц назвал иранских лидеров «крайне разумными людьми», которые до сих пор раздумывают, стоит ли «проходить лишнюю милю» и начинать изготавливать ядерное оружие.
«Я полагаю, что это стало бы гигантской ошибкой, и не думаю, что он захочет проходить эту лишнюю милю», - заявил Ганц, говоря об аятолле Али Хаменеи, высшем руководителе Ирана. Отметив, что Хаменеи, конечно, может изменить свою позицию, Ганд подчеркнул, что высший руководитель неоднократно заявлял, что Иран не намерен создавать ядерное оружие и что его программа по обогащению урана предназначена для мирных целей.
Хотя свою позицию по вопросу о намерениях Ирана Ганц высказал с удивительной прямотой, в сущности, она мало отличается от того, что говорили – публично или в частном порядке – другие бывшие и действующие израильские официальные лица. Например, некоторые из них утверждали, что Иран собирается получить возможность создания ядерного оружия, но создавать и испытывать саму бомбу не станет, чтобы не навлечь на себя силовой ответ со стороны Израиля и, вероятно, Соединенных Штатов.
При этом слова Ганца по тону резко отличается от того, что недавно говорил Нетаньяху о дипломатических усилиях Соединенных Штатов и других мировых держав. Недавно премьер-министр осудил пятинедельный перерыв между прошедшими в этом месяце в Стамбуле ядерными переговорами и следующим переговорным раундом, назвав его подарком для Ирана, который даст этой стране больше времени на то, чтобы продвинуться к изготовлению бомб.
«Центрифуги продолжают крутиться, - заявил Нетаньяху на этой неделе CNN. – Они крутились до переговоров, они крутились во время переговоров, они крутятся, пока мы говорим. Поэтому, если санкции способны сработать, лучше бы им сработать поскорее».
По мнению Рэя Такея (Ray Takeyh), бывшего старшего советника Госдепартамента по региону Персидского залива, заявления Ганца показывают, что в Израиле официальные лица так же ищут пути выхода из кризиса, как и их коллеги в Иране и в Соединенных Штатах.
«Нетаньяху скептически относится к переговорам, и считает, что Иран с их помощью просто тянет время, - прокомментировал ситуацию Такей, сейчас работающий старшим научным сотрудником в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations), - однако в израильских военных кругах сейчас идут обсуждения, показывающие, что Израиль предпочел бы иметь больше возможностей для маневра».
Дэннис Росс (Dennis Ross), до прошлой осени отвечавший в Белом доме за политику в отношении Ирана и Ближнего Востока, считают, что высказывания генерала Ганца свидетельствуют «о наличии в израильских военных кругах разных точек зрения».
Интервью Ганца были опубликованы, когда Израиль отмечал идущие друг за другом День памяти и День независимости – дни, когда израильтяне как празднуют создание еврейского государства на Ближнем Востоке, так и скорбят о жертвах, которые принесли для этого его граждане. Хотя в последние недели разговор об израильском ударе по Ирану несколько поутихли, эта тема время от времени всплывала во время памятных церемоний.
Израиль рассматривает возможное обретение Ираном ядерного оружия как угрозу своему существованию, и Нетаньяху считает предотвращение этого сценария своей главной задачей. На вопрос о том, насколько рационально действуют иранские лидеры, который регулярно служит здесь предметом для дискуссий, израильские «ястребы» отвечают, что убийцы, тщательно планирующие преступления, также действуют рационально.
В своей речи, произнесенной на прошлой неделе, на церемонии в День памяти Холокоста, Нетаньяху заявил: «Иранский режим в открытую призывает к нашему уничтожению и целенаправленно работает в этом направлении. Чтобы достичь этой цели, он лихорадочно пытается создать атомную бомбу».
Сравнение иранской угрозы с Холокостом заставило многих в Израиле критиковать Нетаньяху на излишнее нагнетание страха. Ганц, известный своим спокойным поведением, также призвал к сдержанности.
«Не надо отчаиваться, - заявил он Haaretz. - Государство Израиль остается и останется самой сильной страной региона. Решения можно и нужно принимать спокойно. Мы должны исходить из исторической ответственности, но без истерии».
Отставной генерал Шломо Бром (Shlomo Brom), работающий сейчас аналитиком в тель-авивском Институте проблем национальной безопасности (Institute for National Security Studies), считает слова Ганца знаком того, что начальник генштаба «не хочет, чтобы его подталкивали к поспешным решениям и поэтому пытается снизить накал спора».
Военные аналитики при этом подчеркивают, что слова Ганца не следует интерпретировать как неповиновение политическим лидерам, которым он подчиняется. Они всего лишь отражают оценку израильского разведывательного сообщества, считающего, что Иран пока не решил создавать ядерное оружие, а также тревогу израильских военных в связи с потенциальными последствиями израильского удара как для мирных жителей Израиля, так и для репутации его армии, если операция окажется неудачной, пишет военный обозреватель Haaretz Амир Орен (Amir Oren).
«Многим израильтянам кажется, что Нетаньяху рвется в бой, - утверждает Орен. – Военные между тем воевать не торопятся и хотят сначала взвесить последствия».
Против идеи израильского удара по Ирану ранее высказались несколько бывших высокопоставленных военных и сотрудников спецслужб. Одной из самых видных фигур из этой области, публично разошедшихся с израильским правительством, недавно стал Меир Даган (Meir Dagan), склонный к жесткой риторике бывший глава легендарной израильской разведки «Моссад».
Израильское руководство сейчас тоже далеко от единства. Многие израильские лидеры убеждены, что Иран в последние годы возобновил работу над боеголовками, хотя и в намного меньшем масштабе, чем до 2004 года, когда, как полагает американское военное сообщество, Иран действительно создавал ядерную боеголовку. И США, и Израиль сейчас полагают, что в настоящий момент приоритетная задача Ирана – собрать достаточно обогащенного урана, чтобы иранские лидеры могли, если захотят, создать ядерное оружие.
Однако в своих последних интервью некоторые израильские чиновники отмечали, что санкции, если их поддержит больше стран, включая Россию, могут обуздать иранские ядерные амбиции. Недавно израильский министр финансов заявил, что иранская экономика находится «на грани коллапса».
Министр обороны США Леон Панетта (Leon Panetta) заявил в январе в эфире программы канала CBS «Лицом к нации» («Face the Nation»), что, как он полагает, Иран добровольно остановит свои работы перед самой финальной стадией.
«Пытаются ли они разработать ядерное оружие? Нет, - сказал Панетта. – Они хотят получить потенциал для его создания, и именно это нас беспокоит».
Некоторые израильские эксперты назвали позицию Ганца, которая заключается в том, что санкциям нужно дать больше времени, но возможность военной операции нельзя сбрасывать со счетов, не столь театральной, как позиция Нетаньяху, но, по сути, не отличающейся от нее фундаментальным образом. Главный вопрос в том, сколько здесь блефа, считает военный корреспондент израильского телеканала Channel 10 Ор Хеллер (Or Heller).
Ганц в своем интервью намекнул, что это – часть стратегии.
«Силовой вариант должен быть последним хронологически, зато первым по убедительности, - заявил Ганц Haaretz. – Если он не выглядит убедительным, в нем нет смысла. Мы стараемся готовиться к нему в убедительной манере. Это моя работа как военного».