- В Днепропетровске произошла серия взрывов, шокировавших всю Украину. Какие мотивы могли быть у тех, кто закладывал бомбы?
- Ученые в последнее время выделили несколько мотивов, движущих террористами. Во-первых, это меркантильные мотивы, но их мы отбрасываем, так как денег никто не просит. Во-вторых, - это идеологические мотивы, но их тоже не видно. Если бы они были, то давно кто-то бы взял на себя ответственность. Я хочу особенно это подчеркнуть – идеологические террористы всегда оставляют свои послания. Сегодня же никаких посланий нет. Третий мотив – желание активно изменять мир. Этот мотив появляется у тех, кто «заостренно» чувствует несправедливость общества. Но, как и в предыдущем случае, эти люди проявляют себя во всевозможных посланиях миру. Четвертый мотив - мотив власти над людьми. Таким способом человек наслаждается страхом других. В теории именно такой мотив мог быть у того, кто совершил теракты. Иными словами, если исходить из формальных признаков, то террористом должен быть психологический извращенец, возможно, одиночка. Пока все выглядит так, что тот, кто это сделал, не хочет раскрывать ни мотивов, ни идеологии. Если он об этом не говорит, значит, преследует одну единственную цель: держать общество в страхе. Но долго держать общество в страхе невозможно. Страх нужно все время чем-то подпитывать.
Еще один аспект происходящего: слишком много говорится о политическом подтексте этого дела. Если здесь и вправду замешана политика, то этот вопрос выходит за рамки психологии терроризма.
- Как Вы считаете, что сейчас должна делать власть? Ведь паника будет только нарастать благодаря раскрутке этой темы в СМИ.
- Власть должна успокаивать граждан. Мы все хотим услышать, что ситуация под контролем. Однако общество не готово безоговорочно верить во все, что ему скажут. Мы все помним истории со взрывами в Москве на Каширском шоссе, мы помним очень неоднозначный взрыв в Минске. Силовики должны реально показать мотивы тех, кто это сделал, они должны не просто найти виновных, они должны доказать (я подчеркиваю - доказать) вину тех, кто будет представлен обществу как террорист. Проще говоря, у нас сложилась ситуация, которую можно назвать как «презумпция вранья»: как минимум 50% наших граждан заранее уверены, что им покажут или стрелочника, или политика из чужого лагеря. А значит, силовики должны быть не просто безупречны в своих выводах. Они должны доказывать, что они правы. Понимают ли это силовики? К сожалению, по-моему, нет.
- Что делать простым гражданам, которые реально напуганы?
- К сожалению, все советы, которые можно дать, относительно банальны. Во-первых, нужно помнить, что страх всегда идет волнообразно. Поэтому перепады настроения нужно пробовать контролировать. Труднее будет внушаемым людям. Легче тем, кто имеет сильный стержень. Главное, с моей точки зрения, максимально критично относиться к самому себе и к тому, что будет вываливаться на нас с экранов телевизоров. В целом, если все будет нормально, даже в Днепропетровске уже через недели две ничто не будет напоминать о вчерашней трагедии (я сразу оговорюсь, что имею в виду массовое сознание). Но опять-таки, главным в предыдущей фразе было словосочетание «если все будет нормально».