Российскую ядерную отрасль потряс новый коррупционный скандал. 27 апреля в Министерстве внутренних дел сообщили, что в отношении одного из сотрудников Росатома (этой российской государственной компании принадлежит монополия в ядерном секторе) было возбуждено уголовное дело: его обвиняют в подписании заведомо невыгодного договора на хранение радиоактивных отходов. Это соглашение означало для компании убытки в 4 миллиона евро.
Как сообщают в министерстве, в декабре 2010 года этот неназванный представитель руководства Росатома заказал 750 контейнеров на сумму в 450 миллионов рублей. «Мало того, что договор был заключен без проведения обязательной процедуры торгов (...), стоимость контейнеров была завышена практически в 2,5 раза», - подчеркнули в МВД.
Несколько дел
Речь идет об уже втором за эту неделю коррупционном деле в российской ядерной отрасли. В среду в Министерстве внутренних дел сообщили, что глава компании «Гидропресс» (входит в холдинг «Ростатом») и один из его заместителей обвиняются в нецелевом использовании 26 миллионов рублей в рамках договора на поставку оборудования для атомной электростанции.
Кроме того, в июле 2011 года был задержан бывший заместитель директора предприятия, которого подозревают в расхищении 110 миллионов рублей в период с 2008 по 2009 год.
Отсутствие независимого контроля
В опубликованном в октябре 2011 года отчете неправительственной организации Transparency International отмечается, что борьба с коррупцией в Росатоме потребует огромных усилий. «Множество вопросов, которые связаны с прозрачностью и коррупционными факторами, до сих пор не решены», - подчеркивают авторы доклада, хотя и признают некоторое улучшение ситуации. В 2010 году организация утверждала, что в Росатоме попросту не существует независимых механизмов контроля.
Кроме того, в 2005 году по просьбе США в Швейцарии был арестован бывший министр по атомной энергии России Евгений Адамов. Американские правоохранительные органы обвинили его в расхищении более 9 миллионов долларов, которые выделил Вашингтон на повышение безопасности российских ядерных объектов после инцидента в Чернобыле в 1986 году.
России удалось добиться его экстрадиции по обвинению в нецелевом использовании почти 17 миллионов долларов. Адамова приговорили к пяти годам тюрьмы, однако он очень быстро вновь оказался на свободе, так как его срок сократили до четырех лет условно.