Последний выпуск журнала Foreign Policy, на обложке которого значится тот же решительный вопрос, который был задан в главной статье выпуска «Почему нас ненавидят?», вызвал множество серьезных споров. В своей статье Мона Эльтахави приводит длинный список преступлений против прав женщин на Ближнем Востоке и призывает к борьбе с культурным релятивизмом. Однако через всю статью красной нитью проходит ее требование к своим читателям признать, что мужчины в арабском мире ненавидят женщин.
Когда я читала статью, меня охватывало негодование, и в то же время я чувствовала себя виноватой за это. Ведь никто не может отрицать серьезную, укоренившуюся дискриминацию, от которой страдают женщины на Ближнем Востоке. Продолжая читать статью, я старалась убедить себя, что меня трогает именно поразительный стиль автора, что это не должно мешать восприятию главной мысли, а название и образы были выбраны не слишком удачно, но при этом проблемы, иллюстрацией которых они были призваны стать, вполне реальны.
Однако, продолжая читать статью, к своему разочарованию я обнаружила, что вместо того, чтобы объяснить и разоблачить привычные стереотипы, которыми пестрит огромное количество комментариев, касающихся арабских женщин, и раскрыть пропущенные нюансы, автор пытается лишь внушить монолитную точку зрения – подкрепляя свои аргументы образными выражениями, примерами из личного опыта и ритмической пунктуацией - заключающуюся в том, что арабские мужчины ненавидят арабских женщин. Не помогло даже то, что вводящие в заблуждение фотографии обнаженных женщин, чье тело покрыто черной краской, чтобы выделить только их глаза, которые появлялись на каждой новой странице статьи, могли оскорбить чьи-либо чувства. Ленивая попытка вызвать полемику, которая уравнивает женщин и секс и выбрасывает за борт всю суть издания, по иронии низводя женщин до стереотипа, который Эльтахави отвергает и который звучит как «платки и девственные плевы».
Я росла в Судане, Египте, Саудовской Аравии, в своей личной жизни и профессиональной карьере мне приходилось сталкиваться и бороться с большинством тех проблем, о которых говорится в статье. Эти проблемы совершенно реальны. Однако существует тонкая грань, которую не стоит переступать, когда вы пишете о положении арабских или мусульманских женщин. Поскольку осуждая напрямую и выставляя напоказ настоящие страдания, мы уклоняемся от ответственности и растрачиваем впустую свои возможности. А проблема с неприятием обобщений, касающихся притеснений женщин, заключается в том, что очень легко спутать это неприятие с отрицанием самой проблемы. Кто станет уклоняться от прямого ответа на такие вопросы как браки с детьми, обрезание половых губ или охраняемое законом насилие в семье? Только страдающий стокгольмским синдромом апологет патриархата и морального релятивизма. Как можно искренне призывать ко лжи, когда у нас перед глазами разворачивается война против женщин?
Преступления, о которых говорится в статье, неоспоримы. Нас не должно отвлекать мнение Запада о том, что мусульманские женщины являются всего лишь заложницами в культурных войнах и военных кампаниях. Мы также не должны отвлекаться на нападки лично на Эльтахави или жаловаться на полоскание грязного белья на людях. Однако эти преступления совершаются не только потому, что мужчины ненавидят женщин. Или, как говорится в статье, потому что арабские мужчины ненавидят арабских женщин. Это не врожденное заболевание мужчин и не наследие атмосферы арабских стран. Даже сама Эльтахави причиной этого называет «ядовитую смесь религии и культуры». И к этому я бы добавила политические притеснения и застой, которые позволили этим структурам стать фактической властью, когда сложившаяся родовая зависимость, доисламские обычаи и традиции в обществе по своей значимости превосходят слабую политическую власть. Всеобщее отставание, которое затрагивает не только женщин, но и все аспекты личной свободы и гражданских прав.
Да, в Саудовской Аравии женщины не могут управлять автомобилем, однако мужчины там не могут выбирать свое правительство - вместо этого ими управляет религиозно-оппортунистическая династия. Это правда, что в Египте женщины подвергались проверкам на девственность, но и мужчин там тоже насиловали. В Судане женщин наказывают плетьми за ношение брюк, однако этнические меньшинства там также серьезно притесняются. Мы не должны умалять значение тех проблем, с которыми сталкиваются женщины, или отодвигать их на второй план, однако нам следует рассматривать их в более широком контексте, который требует масштабного и всестороннего реформирования. Нельзя низводить значительно более универсальную и сложную проблему до половых различий.
Эльтахави утверждает, что «наши политические революции не принесут успеха, пока не произойдет революция в нашем мышлении». Однако я бы добавила, что не может быть революции в мышлении без революции политической: более благоприятное политическое пространство позволит бросить вызов патриархату, что в свою очередь позволит политическим реформам еще глубже закрепиться в обществе. Чтобы учесть призыв Эльтахави и окунуться в культурный абсолютизм, стоит помнить – если мы собираемся придерживаться западной модели – что основные права женщин и даже меньшинств закрепились только тогда, когда появилось соответствующее политическое окружение, в котором влияние традиционных структур (особенно церкви) в значительной степени уменьшилось.
Таким образом, призыв к оружию должен быть обращен не к внешнему миру, который должен признать ненависть мужчин к женщинам, а скорее к самим арабам. И во времена политических переворотов этот призыв должен заставить их обратиться взглядом к себе, чтобы признать и свергнуть те структуры, которые существовали многие столетия. Что касается прав женщин, то эта реформа уже началась, благодаря усилиям нескольких арабских феминисток, таких как Наваль эль-Саадафи (Nawal El Saadawi ) и Тавакул Карман (Tawakul Karman), которые понимают, что необходимо бороться с патриархатом, а не с мужчинами.