Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что осталось от майских «беспорядков» 1968 года?

Картины прошлого неизменно теряют свою остроту? Вовсе нет. Образы мая 1968 года по-прежнему у всех в головах. Было ли то начало конца или проблеск надежды, 44 года спустя рвение и пыл майских демонстраций все еще дают о себе знать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для многих читателей май 1968 года - это «катастрофа», символ «первобытной анархии». Эту революцию называют «актом распущенности», с которым непросто смириться и по сей день. Зародившись во «вседозволенности» и стремлении к «удовлетворению сиюминутных потребностей», это создание «подрывает усилия», которые предпринимают во Франции на протяжении 44 лет. Что думают о событиях 1968 года французы?

Для многих читателей май 1968 года - это «катастрофа», символ «первобытной анархии». Эту революцию называют «актом распущенности», с которым непросто смириться и по сей день. Май 68-го напоминает монстра-душителя, который запустил свои щупальца во все сферы французской политики. Зародившись во «вседозволенности» и стремлении к «удовлетворению сиюминутных потребностей», это создание «подрывает усилия», которые предпринимают во Франции на протяжении 44 лет. Май 68-го буквально повсюду. Это причина всех бед и порождение избалованных детишек. Настоящий козел отпущения.

В конце мая 1968 года генерал де Голль сказал: «Реформе - да, беспорядкам - нет!» Это противопоставление оставило настолько глубокий след в умах людей, что многие комментаторы назвали 1968 год годом рождения «невозможности реформы». Dr 1 не пытается скрыть недовольства: «Давайте поговорим о мае 68-го, то есть мятеже, который стал для нас сегодня непосильной обузой! Ах, эта великолепная фраза «запрещено запрещать», она объясняет все! В том числе нашу неспособность к реформам, наши бесконечные забастовки! Прекрасный исторический итог!»

Идеологию мая 68-го нередко винят в еще одном страшном зле: безработице, зияющей ране французского общества. «Своими корнями безработица уходит в годы, которые последовали за маем 68-го, когда левые захотели устроить во Франции управленческий коллективизм» (Deimos).

«Спасибо тебе 68-й год. Сейчас мы с запозданием расплачиваемся за твой анархический бред»

Даже слово «свобода», когда оно применяется относительно лозунгов мая 68-го, вызывает нешуточное раздражение. «Мир выворачивается наизнанку, но именно последствия 1968 года становятся причиной вседозволенности… во имя так называемой свободы» (Peyreyres). Майские мятежи - это горячечный «бред», «студенческие пожелания после выражения идеалов 1968 года, которые все равно так и остаются идеалами, то есть задачами, а не какими-либо формами (пусть даже виртуальной) реальности» (docbro11).

Все выглядит так, словно эта ненужная больше никому свобода вызывает не меньший страх, чем взрывное устройство, которое стирает все рамки и границы устройства общества. По сей день наследники мятежей 68-го - это те, кто «находит хорошее оправдание для любых выходок, чтобы тем самым оправдать свои» (Léon de Belleville).

Для многих людей май 68-го также стал началом «падения в ад» французской системы образования. «С 1968 года была запущена машина оболванивания масс, которая начинает приносить плоды» (Castougne). В первую очередь это касается преподавателей. «Отсутствие уважения, неподчинение преподавателям, нежелание родителей бороться с агрессивностью своих отпрысков, недостаток жесткости некоторых преподавателей, не говоря уже о случаях пособничества и демагогии. Все это - пережитки мая 68-го» (Petitbouchon).

«Я не отношусь к тем родителям, кто считает ребенка королем, которому запрещено запрещать»

Май 68-го поставил с ног на голову правила обучения, которые родители ставят перед своими детьми. Таким образом, политику «ребенок - король» можно считать прямым следствием идеологии 68-го года. «Но ведь нельзя спорить с тем, что немедленное удовлетворение малейших желаний - это нездоровая практика, которая мешает становлению личности ребенка. Он теряет мотивацию и воображение, которое позволяет ему найти решение для достижения цели, желание добиться ее и ощущение прикладываемых усилий. В результате он теряет вкус к жизни. Кроме того, это касается и многих родившихся после 1968 года взрослых: они ведут неустанную погоню за наслаждением, но их возможности и даже понимание счастья серьезно ослабли» (KatiaT).

Если верить некоторым, май 68-го также произвел на свет богемную буржуазию, знаменитых «бобо» (аналог американских «яппи»), которых так не любят комментаторы. «Социалисты набирают сторонников среди сформированных маем 68-го буржуа, которые разрушили собственное поколение из-за своего эгоизма, а сейчас готовятся разрушить поколение своих детей, заставив их расплачиваться за все то, что они не захотели реформировать, находясь 15 лет у власти» (Corbu70).

«Поколение 1968 года ведет страну к клинической смерти»

«Мое поколение под влиянием мая 68-го ведет себя совершенно безответственно и, к сожалению увлекает, за собой молодежь пустыми и избитыми фразами» (RR77). После процесса над бунтовщиками, под прицел попадает уже и само поколение. «Погрязшее в желаниях» поколение «мая 68-го добилось совершенно обратного тому, что стремилось создать на словах: лучший мир». Эти люди, которые не понимали реалий и трудностей жизни, представляются пустыми и ветреными созданиями, которые к тому же позволили манипулировать собой. «В 1968 году была сексуальная революция, которой манипулировал Кон-Банди, чтобы сместить де Голля. Сегодня это стринги против паранджи… Манипуляционные реформы меняются вместе с модой, но реалии всегда остаются прежними» (Thymert). С другой стороны баррикад играет совсем иная пластинка.

«Социальные достижения - это результат работы профсоюзов и таких акций как май 68-го»

«Май 68-го и май 81-го дважды привели к значительным переменам в обществе, которые вытащили Францию из ее реакционной оболочки и замкнутости в себе» (Renaudbb). Таким образом, это поколение можно считать синонимом прогресса и важнейшего вопроса, который не теряет актуальности и по сей день: как представить в политике идею «полезной утопии»? Как поддержать стремление к переменам, не понимая в точности деталей его природы? Нет, «май 68-го не извратил общество» (Métis), а наоборот стал носителем политической надежды в результате поисков новых идеалов.

Весна 1968 года, момент «невиданной горячности», стала во многом последним признаком «великих народных переживаний», которых сегодня так не хватает нашему чересчур холодному разуму. «Вспомним историю: во Франции были Народный фронт, Освобождение и май 68-го. Прошло 44 года, и с тех пор она не испытала национальных народных переживаний» (Ziglobulle vert). Слова и фразы накрепко отпечатались в памяти людей. «Мы все - немецкие евреи», таким был лозунг на демонстрациях, и он произвел на меня неизгладимое впечатление» (Vincent).

Позорное пятно или квинтэссенция политической жизни, май 68-го - это весна, которая принесла с собой аромат будущего. «Так, что нам делать сегодня? Повторить май 68-го… только в более жесткой форме?» (Erwitt Georges).