«Человеку свойственно ошибаться, но только глупцы упорствуют в своих ошибках»
Цицерон
В Испании члены Коммунистической партии и представители других левых сил, отсидевшие в тюрьмах и пострадавшие за свои убеждения при диктатуре Франко, оправдывали преступления Сталина и Мао Цзе Дуна, угнетение стран Восточной Европы Советским Союзом и вторжение в Венгрию и Чехословакию.
Особенно трагичная сторона коммунизма в его различных ипостасях состоит в том, что многие коммунисты, искренне верившие в идеалы марксизма-ленинизма, погибли при тоталитарных режимах, сами убивали или были убиты своими же товарищами во время многочисленных кровавых репрессий.
Хотелось бы отметить в данной статье, что искренность и честность многих коммунистов, погибших во время войн, конфликтов и военных диктатур XX века, никоим образом не лишают коммунистическую идеологию ее тоталитарной природы. Нам всем следует помнить о том, что дорога в ад вымощена благими намерениями. Я убежден в том, что многие граждане, примкнувшие в национал-социалистам и фашистам в Германии и Италии перед Второй мировой войной, по крайней мере на первом этапе, сделали это не с целью уничтожения евреев или нагнетания страха, а потому, что испытывали отвращение к существовавшему тогда буржуазному порядку и пытались найти решение проблем, с которыми столкнулись тогда их страны. В таких случаях субъективные взгляды человека играют относительно небольшую роль, в то время как действительно решающее значение имеют результаты запущенного политического проекта. И обстоятельства сложились так, что результаты существования таких политических систем как нацизм и коммунизм были ужасающими.
Воистину исполненным глубочайшего драматизма примером является франкистская Испания, где члены Коммунистической партии и представители других левых сил, отсидевшие в тюрьмах и пострадавшие за свои убеждения при диктатуре Франко, оправдывали преступления Сталина и Мао Цзе Дуна, угнетение стран Восточной Европы Советским Союзом и вторжение войск СССР и других стран организации Варшавского Договора в Венгрию и Чехословакию. Не задумываясь и безо всяких возражений, они подхватывали лживые пропагандистские лозунги, распространявшиеся правящими кругами стран так называемого реального социализма, лгали и манипулировали своими сочувствующими. Те немногие, которые решились противостоять этому потоку лжи, были изгнаны из рядов коммунистических партий, подвергались преследованиям и, особенно до смерти Сталина, физически уничтожались. Этот позор и сейчас тяжелым грузом лежит на плечах состарившихся руководителей и членов Коммунистической партии, которые еще живы в Испании. Если говорить об Испании, то на коммунистах, пострадавших от франкизма, прямо или косвенно, в результате их действия или бездействия, лежит доля ответственности за зверства, совершенные коммунистическими диктатурами в Европе и на других континентах, в также непосредственно в рядах Компартии Испании и других левых групп.
Выжившие после крушения коммунизма
Смерть Сталина и XX съезд КПСС в 1956 году, на котором Никита Хрущев заклеймил «культ личности» советского диктатора и «перегибы» сталинизма, вызвал глубокий раскол в коммунистическом движении, но не вызвал никакой искренней самокритики, глубокого политико-философского осмысления принципов той политической системы, которые Маркс и Энгельс разработали в XIX веке, а Ленин и большевики воплотили в жизнь в царской России после 1917 года. В 60-е годы прошлого века коммунистическое движение начало постепенно утрачивать свою силу и влияние, вступило в период упадка и затем распалось на тысячи сект и течений. Страны «реального социализма» рухнули, как карточный домик в 1989 году, СССР распался, а коммунистические партии прекратили свое существование, или превратились в социал-демократические. Китай не отошел от коммунистической диктатуры как формы управления государством, но при этом совмещает ее с откровенным неолиберальным капитализмом, позволившим ему за несколько лет стать второй державой в мире по размерам экономики. Крушение коммунизма пережили и кастровская Куба, Северная Корея, Вьетнам, а также некоторые режимы авторитарно-популистского толка, подобные венесуэльскому, которые пытаются копировать некоторые политические и экономические аспекты как коммунизма, так и фашизма. В левых кругах капиталистических стран уцелели некоторые коммунистические партии, по сути своей являющиеся сектами, которые не сумели или не смогли порвать со своим прошлым и ностальгируют по былым революционным временам, когда те, кто ими руководил, умело манипулировали революционными настроениями масс и таким инструментом как диктатура пролетариата для безжалостного подавления тех же рабочих.
Если говорить о Коммунистической партии Испании, которая в период перехода к демократии от диктатуры оказалась на высоте стоявших перед ней задач и продемонстрировала политическую дальновидность, способность к правильному анализу складывающейся обстановки и разработке соответствующего политического курса, то сейчас это малочисленная и маргинальная политическая группа, пытающаяся навязать Объединенным левым (Izquierda Unida) закостенелые догмы, слегка подретушированные республиканскими лозунгами вчерашнего дня.
Сталин и Гитлер, две стороны одной медали. Нацизм и коммунизм совершали массовые убийства и террор в полном соответствии и согласии со своими идеологическими принципами.
Таким образом, хотя почти вековой итог коммунистического опыта поистине ужасающий, люди все же более положительно относятся к нему, чем к нацизму. Тем, у кого есть сомнения относительно его бесчеловечной сущности и полагающим, что есть коммунизм хороший и плохой, я рекомендую прочитать «Черную книгу коммунизма», интересное и хорошо документированное исследование, опубликованное в 1997 году группой историков под руководством французского исследователя Стефана Куртуа (Stéphane Courtois). Эта книга предлагает читателям леденящий душу рассказ о преступлениях, совершенных различными коммунистическими режимами мира. Авторы поясняют, что коммунизм объединяет с нацизмом одна и та же преступная природа, неуважение к свободе и чудовищное количество жертв. Это вполне естественно, хотя коммунизм имеет иные идеологические истоки и социальную базу, чем нацизм, как отмечает Карл Поппер (Karl Popper) в своем труде «Открытое общество и его враги»: «Коммунизм основан на тоталитарном мышлении, рассматривающем мир и историю человечества исходя из убеждения в том, что существует один единственно возможный путь политического развития. Он считает свои идеи и способы решения проблем единственно приемлемыми, выступая за контроль за развитием общества, что является утопией».
Рафаэль Ринкон (Rafael Rincón) указывает, что «коммунизм и нацизм объединяет абсолютный контроль над общественными институтами (лидер народа, партии, государства и правительства – одного и то же лицо); колоссальные пропагандистские усилия; абсолютный контроль за прессой, образованием, наукой, искусством; одна единственная партия; подавление любой попытки создания неудобной для правящего режима политической организации и ограничение любой личной инициативы, не совпадающей с официальной идеологией и политикой». Развивая эту мысль, Ринкон пишет, что «тоталитарный режим занимает враждебную позицию к любым проявлениям разнообразия, рассматривая из как «уклоны». С помощью пропаганды, насаждения своей идеологии и/или методов принуждения он направляет поведение человека по пути, указанному высшей политической властью. Это выливается в унижения и угрозы, чтобы заставить членов общества следовать установленным правилам и держаться в определенных рамках. Именно по этой причине нацисты создали систему концлагерей, а коммунисты – ГУЛАГ или нечто подобное». В целом, коммунизм и нацизм были противоборствующими системами, но при этом преследовали и общие цели.
Связь между коммунизмом, нацизмом и фашизмом
При разработке своей теории идеологи коммунизма и нацизма обращались к Гегелю. И отнюдь неспроста в книге ‘Kampf um Berlin’ руководитель пропагандистской машины гитлеровской Германии Геббельс подчеркивал, что «национал-социалистическое движение имеет только одного учителя: марксизм». Если в своей работе «Государство и революция» Ленин пишет о том, что «диктатура пролетариата – это власть, не ограниченная законом и основанная на силе», то в своем выступлении перед депутатами парламента Муссолини, который до того как стать фашистом, был социалистом, провозглашает: «Все для государства. Ничего против государства. Ничего вне государства». В 1979 году генеральный секретарь Французской коммунистической партии Жорж Марше (Georges Marchais) заявил, что в целом баланс истории СССР положителен. Его высказывания вызвали глубокое недовольство во Франции, но часть левых сил и прогрессивной интеллигенции поддержали слова коммунистического руководителя. По прошествии 33 лет немногие представители левых сил хотят вспоминать, как они когда-то оправдывали зверства коммунистических режимов.
Очень мало кто открыто признает, что в политическом смысле они были либо глупцами, либо негодяями. Или просто ошибались, что свойственно человеческой природе. Судя по прочитанным мною материалам, когда в 1956 году, когда советские войска огнем и мечом подавили восстание венгерского народа против навязанной Кремлем коммунистической диктатуры, то даже такие известные писатели-гуманисты как Альберт Камю (Albert Camus) и Корнелиус Касториадис (Cornelius Castoriadis) поддержали военную интервенцию СССР. Пустослов и демагог Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre), и по сей день остающийся священной коровой в некоторых литературных и интеллектуальных кругах резонерствующих парижских левых, полжизни оправдывал преступления сначала Сталина, а потом Мао Цзе Дуна, и мало нашлось людей, которые решились бы открыто возразить ему.
В 1998 году французский троцкист Жиле Перро (Gilles Perrault), швейцарский социалист Жан Зиглер (Jean Ziegler) и Морис Кюри (Maurice Cury) в ответ на издание «Черной книги коммунизма» опубликовали «Черную книгу капитализма», в которой рассказывают о таких преступлениях этого политико-экономического строя как угнетение рабочего класса и зверства колониализма и империализма. Авторы вышеупомянутой книги совершенно правы в своем осуждении язв капитализма, каковых немало. Но при этом они забывают, что в рамках капиталистической системы были и есть демократические правительства, а во многих капиталистических странах уровень жизни трудящихся значительно вырос за последние десятилетия, в то время как ни в одной социалистической стране (подчеркиваю: ни в одной!) существовала демократическая форма правления. Кроме того, хотелось бы поставить вопрос о том, почему страны Восточной Европы отстают в экономическом отношении от Запада. Очевидно, что причины этого лежат в исторической, экономической и политической плоскости. Или я не прав?
Осуждение Европы
В феврале 2006 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) осудила нарушения прав человека коммунистическими тоталитарными режимами и выразила свое сочувствие, понимание и поддержку жертвам этих режимов. В принятой резолюции ПАСЕ осудила такие вопиющие факты как смертные казни, гибель людей в концлагерях, пытки, рабский труд и плохое питание заключенных при коммунистических режимах. «В то время как другой тоталитарный режим XX века – нацизм – стал предметом расследования и получил международное осуждение, а его палачи предстали перед судом, подобные преступления, совершенные во имя коммунизма, никогда не были предметом расследования и осуждения со стороны мирового сообщества», написал шведский представитель Горан Линдблад (Goran Lindblad) в докладе, опубликованном в середине декабря 2005 года Комитетом по политическим вопросом Европарламента. Этот документ в значительной мере ускорил обсуждение вышеупомянутой резолюции ПАСЕ.
Против него выступили некоторые левые группы последователи коммунистов, но что самое ужасное, также и отдельные парламентарии социалисты. Нацизм уничтожил 25 миллионов человеческих жизней, и всякий, кто поддерживает эту преступную идеологию, подлежит осуждению. И это справедливо! Но если кто-либо заявляет о своих коммунистических, пристрастиях, то все нормально, он пользуется уважением и даже может быть остроумным. Нацизм и коммунизм убивали людей и осуществляли массовый террор в полном соответствии со своими идеологическими установками. Хотя коммунизм и пытался прикрываться фразами о свободе, в то время как нацизм подвергся осуждению за свои безумные, расистские и антисемитские идеи, пора уже в полной осознать все произошедшее тем, кто по-прежнему пытается оправдать или модернизировать эту преступную идеологию, хотя и подвергая критике ее «перегибы». Единственная цель, которую я в меру своих скромных сил ставил перед собой, садясь за написание этой непростой статьи, заключалась в том, чтобы призвать к обсуждению и размышлениям. Как говорил Примо Леви (Primo Levi), «по сути дела, меня интересуют величие и низость человека».