Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В родном городе китайского активиста за права человека посетителей не ждут

© REUTERS / Bobby YipЧэнь Гуанчэн, слепой адвокат-самоучка
Чэнь Гуанчэн, слепой адвокат-самоучка
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сорокалетний Чэнь Гуанчэн, слепой адвокат-самоучка предполагаемых жертв принудительного аборта, сбежал на прошлой неделе после того, как находился более 18 месяцев под домашним арестом. Как полагают, он теперь находится в американском посольстве в Пекине, что ставит Китай и Соединенные Штаты перед большой дипломатической дилеммой в преддверии визита госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Село Донгшигу, Китай - Когда наш автомобиль приближался  к этой крошечной деревне в восточном Китае, наш водитель стал явно нервничать в предчувствии неприятностей.

И не зря. «Они нас нашли», сказал он, нажимая на газ.

В зеркале заднего обзора откуда ни возьмись появился черный седан без каких-либо опознавательных знаков и стал следовать за нами, когда мы проезжали мимо главного входа в Донгшигу. Это - родной город Чэнь Гуанчэна, известного активиста за права человека, чье бегство из-под домашнего ареста на прошлой неделе вызвало дипломатический резонанс по всему миру.


Кто такой Чэнь?

   
Оранжевые конусы дорожного ограждения блокируют узкое ответвление главной дороги; полдюжины здоровых мужиков стоит на страже, за ними стоит много припаркованных машин.

Несмотря на зеленые поля и деревья, строгая охрана вокруг Доншигу выглядит так же, как и в прошлый раз, зимой, когда мы пытались попасть в деревню.

В феврале и декабре прошлого года мы приезжали сюда, чтобы посетить Чэня после того, как он рассказал в видеоролике, опубликованном в интернете, что ему и его семье пришлось вынести от местных чиновников во время ареста.

Каждый раз нас заворачивали на контрольно-пропускных пунктах, где охранники в штатском швыряли в нас камни или пытались ударить нас.

Сорокалетний Чэнь, слепой адвокат-самоучка предполагаемых жертв принудительного аборта, сбежал на прошлой неделе после того, как находился более 18 месяцев под домашним арестом. Как полагают, он теперь находится в американском посольстве в Пекине, что ставит Китай и Соединенные Штаты перед большой дипломатической дилеммой в преддверии визита госсекретаря США Хиллари Клинтон. Она прибыла в Пекин в среду утром.


Дело Чэня может омрачить переговоры США и Китая

Жена, мать и дочь Чэня, которые находились под домашним арестом вместе с ним, но не сбежали, исчезли с глаз общественности. В видео, выложенном в интернет в пятницу, Чэнь выразил свою растущую озабоченность безопасностью своей семьи.

«Они преследовали мою семью в течение долгого времени, и мое бегство только подтолкнет их к мести», сказал он.

Мы  снова приехали сюда во вторник, чтобы найти семью Чэня, однако нам не удалось даже приблизиться к месту.

С черным седаном на хвосте, наш водитель отказался замедлить ход. Он обгонял грузовики по встречной полосе и мчался через открытые рынки по ухабистым тропинкам.

Мы наняли его в соседнем городе – и нам пришлось долго убеждать его согласиться.

«Это слишком опасно, - сказал он по пути к Доншигу. - Я услышал о Чэнь Гуанчэне – он вел кампанию против политики планирования семьи и находился под домашним арестом».

«Я мало что знаю, - быстро добавил он. - Вы должны спросить людей в его городе – они все про него знают».

После часа автомобильной гонки на высокой скорости, во время которой нашему водителю не удалось избавиться от хвоста, он решил, что с него хватит. Он высадил нас около бензоколонки, затем, когда к автомобилю приблизились трое полицейских, быстро уехал.

Ожидая нового автомобиля, мы потолковали с водителем грузовика, который сказал нам, что он сам из города Чэня, но особых новостей не рассказал.

«Чэнь Гуанчэн? - переспросил он, чувствуя себя явно неудобно, услышав это имя. - Я провожу много времени в разъездах и мало знаю о том, что здесь происходит».

Когда мы сели в новую машину, наши преследователи возобновили слежку. На сей раз, вместо того, чтобы пытаться от них оторваться, мы решили выяснить их намерения.

Мы остановились у придорожного прилавка фермера, где я купил арбуз. Затем, Стэн Грант (Stan Grant) из CNN и я, неся кусок арбуза в качестве предложения мира, приблизились к Volkswagen Passat, в котором ехали наши преследователи, а оператор Брэд Олсон (Brad Olson) стал снимать на камеру разворачивающуюся сцену.

Двое мужчин на передних сидениях автомобиля, когда я постучал в окно водителя, закрыли лица руками и проигнорировали мои знаки.

Тогда я постучал в окно пассажира заднего сиденья. Человек в белой рубашке и темных очках немного приоткрыл окно из тонированного стекла.

Он отказался представиться, однако отрицал, что они за нами следят. «Мы просто так катаемся», сказал он.
- Это связано с Чэнь Гуанчэном? - спросил Стэн на английском языке, и я перевел.
 - Я не знаю, кто такой Чэнь Гуанчэн, - ответил он.
 - Хотите арбуза? - спросил я.
 - Нет. Он чувствовал себя неловко, закрывая окно.

Когда мы начали отходить, кто-то завопил позади нас: «Остановитесь!». Обернувшись, мы увидели, что все трое вылезли из машины и мчатся к нам.

Они попытались выхватить камеру Брэда у него из рук, последовала драка. Среди этого хаоса мы вырвались, не оставив им нашу камеру, и вскочили в машину.

Один из мужчин поднял арбуз, который я купил, и швырнул его в нашу машину. По заднему окну стекал розовый сок, черная машина снова была у нас на хвосте, и мы повернули в сторону скоростной автомагистрали в Пекин – по дороге задаваясь вопросом о бегстве Чэня и судьбе его семьи.

Примечание редактора: Стивен Джанг - продюсер CNN в Пекине, который в сопровождении корреспондента и фотографа попытался во вторник посетить родной город активного борца за права человека Чэнь Гуанчэна. Это его отчет о происшедшем.