Ачхой-Мартан -Правительство Чечни открыто одобряет семьи, в которых убивают женщин за то, что те «пятнают» семейную честь, — после десятилетий подавления религии при Советской власти в этой российской республике царствует фундаменталистский ислам.
За прошлые пять лет были найдены десятки тел молодых чеченских женщин: они были брошены в лесах, оставлены в переулках и на обочинах дорог в столице - Грозном - и соседних деревнях.
Чеченский президент Рамзан Кадыров публично объявил, что эти женщины были «морально распущенными» и что они были убиты своими родственниками справедливо. Далее он заявил, что женщины являются собственностью их мужей, и сказал, что их главная роль - вынашивание детей.
«Если женщина ведет распутную жизнь и если мужчина ведет распутную жизнь вместе с ней, их обоих нужно убить», - заявил Кадыров, который часто говорил, что его цель — сделать Чечню «более исламской, чем исламисты».
В сегодняшней Чечне почти запрещен алкоголь, исламская одежда принудительна, а полигамные браки поддерживаются правительством.
Некоторые наблюдатели говорят, что попытка Кадырова навязать законы ислама нарушает российскую конституцию, которая гарантирует равные права для женщин и отделение церкви от государства.
«Мы - традиционное, консервативное общество, но правительство зашло слишком далеко,- говорит Липхан Базаева, глава центра «Достоинство женщины», неправительственной организации, которая защищает права женщин в Грозном. - Они налагают на женщин недопустимые ограничения — как физическое лицо она не имеет никаких прав, даже если ее бьет муж, несмотря на российские законы».
Хотя наблюдатели соглашаются, что количество «убийств во имя чести» в Чечне выросло, тема остается в значительной степени табу среди местных жителей, что затрудняет доступ к официальной статистике.
«О таких случаях мы слышим почти каждый день, - говорит местная правозащитница, которая попросила, чтобы ее имя не называлось в статье из страха за ее безопасность. - Мне трудно исследовать эту тему, но все же какое-то время я работала над этим с [активным борцом за права человека] Наташей [Эстемировой]. Но я не могу больше. Я слишком напугана. На самом деле, я уже почти сдалась».
Эстемирова, приводившая в ярость чеченские власти своими сообщениями о пытках, похищениях и внесудебных убийствах, была найдена в лесу в 2009 в соседней с Чечней Ингушетией с огнестрельными ранениями в голове и груди. Ее убийца или убийцы найдены не были.
Немногие смеют открыто бросать вызов правлению Кадырова. Но активисты говорят, что некоторые молодые мусульманские женщины делают это тайно, таким образом, непосредственно вступая в постоянное противостояние между двумя системами ценностей.
Милана, девятиклассница из Грозного, ярко обводит глаза карандашом, носит обтягивающие мини-юбки, курит сигареты и встречается с мальчиками: все то, что примерной мусульманской девочке в Чечне делать запрещено.
Она говорит, что слышала от своего отца бесчисленное количество раз, что чеченская девушка, которая лишится девственности перед браком, - проститутка, и Аллах ее накажет.
«Если бы мои родители только знали некоторые вещи, которые я делала, - говорит она, хихикая. - Мои родители слишком строги со мной, но так здесь принято».
Аналитики говорят, что встречи с молодыми людьми могут быть неким бегством для таких подростков, как Милана, которые часто живут двойной жизнью.
«Это большое искушение — оторваться от традиции, когда они вдали от своей семьи, - говорит Базаева. - Они хорошо проводят время, но в Чечне это остается не без последствий».
В этой небольшой чеченской деревне жители говорят о девочке-подростке, которая была убита в начале февраля после того, как она провела ночь в доме своего друга.
16-летнее тело было обернуто в традиционный коврик и возвращено в дом ее матери. Ее родственники подозреваются в убийстве во имя семейной чести.
Чтобы избежать строгих законов нравственности, некоторые девушки вступают в брак очень рано: в этом они видят некий путь к независимости, интимным отношениям и уважению общества. Это же касается и молодых чеченских мужчин.
Двадцатилетний Абу-Хадж Идрисов женился, когда был еще подростком, - по его словам, просто, чтобы поэкспериментировать. Его первый брак, заключеннный в возрасте 14 лет, не длился и года. Во второй раз он женился, когда ему было 18. Он увидел свою будущую жену в парке в Грозном и с помощью друзей похитил ее.
«Когда я на ней женился, я честно знал о ней только две вещи: ее имя и школу, в которой она училась. Мы поговорили один раз, - вспоминает он. - Но у нас в Чечне есть традиции и очень строгие правила, и их нельзя просто так игнорировать. Я ношу родовую фамилию, и если я ее запятнаю, у меня будут проблемы».