Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские СМИ: да, мы не свободны, но мы не Зимбабве

© коллаж ИноСМИСМИ
СМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Freedom House опубликовала свой ежегодный доклад о свободе прессы, в котором исследуется ситуация почти в 200 странах на сегодняшний день. На первый взгляд, не удивительно, что Россия, где 7 мая пройдет инаугурация Владимира Путина на третий президентский срок, твердо остается в категории "несвободных" стран, занимая мрачное 172-е место и находясь рядом с Зимбабве и Азербайджаном.

Москва – Нью-Йоркская правозащитная организация Freedom House опубликовала свой ежегодный доклад о свободе прессы, в котором исследуется ситуация почти в 200 странах на сегодняшний день. На первый взгляд, не удивительно, что Россия, где 7 мая пройдет инаугурация Владимира Путина на третий президентский срок, твердо остается в категории "несвободных" стран, занимая мрачное 172-е место и находясь рядом с Зимбабве и Азербайджаном. Она поднялась всего на одно место по сравнению с  прошлогодним показателем.

Но в этом году эксперты по российским СМИ и журналисты говорят, что хотя Freedom House дает ряд верных оценок, суждения организации слишком одноцветны и не отражают происходящих в стране обширных перемен, которые зачастую просто не привлекают внимание Запада. Однако перемены эти расширяют российский медийный спектр, создавая новые и независимые источники информации, к которым получает доступ общество.

Российская власть обычно воспринимает аналитические доклады Freedom House, который на 80 процентов финансируется правительством США, с раздраженным сарказмом и обличительными речами по поводу двойных стандартов Запада. В своем последнем интервью  в качестве  президента России, данном на прошлой неделе, Дмитрий Медведев резко опроверг заявления о наличии в стране государственной цензуры в СМИ.

Читайте также: Свобода в России - заслуга президента или?..

"Сегодня у журналистов приподнятое настроение и новый боевой дух, - говорит Ясен Засурский, который с 1965 по 2007 год был деканом факультета журналистики Московского государственного университета. – Я часто беседую со своими бывшим студентами и внимательно слежу за ситуацией. А она в нашем обществе меняется, и сегодня журналисты действуют более напористо, добиваясь успехов постепенно, но стараясь делать свою работу. Да, пока еще существует самоцензура, есть осторожное отношение, но я с оптимизмом смотрю на происходящие перемены".

Крупнейшие телеканалы, которые смотрит большая часть населения, остаются под жестким руководством государства. Но в стране существует широкое разнообразие газет и независимых радиостанций, которые постоянно расширяют границы своих репортажей и сообщений. Так, работающая два года на кабельном телевидении и в интернете телестанция "Дождь ТВ" успешно выдержала звучавшие в начале года угрозы властей о закрытии, которые начались из-за того, что она освещала массовые протесты против предполагаемых подтасовок на думских выборах в декабре прошлого года.

Ничем не стеснённый российский интернет размещает тысячи критических блогов, никем не цензурируемых онлайновых газет, а также постоянно расширяющиеся социальные медиа, ставшие в последние месяцы главной организующей силой митингов протеста.

В России бурно развивается рынок интернета, который растет одними из самых быстрых в мире темпами. Согласно оценкам, сегодня он охватывает 44 процента населения и является  самым большим в Европе, имея более 60 миллионов пользователей.



Также по теме: Кто боится интернета?

Одной из реформ, предложенных уходящим со своего поста президентом Медведевым (но пока не реализованной), стало его предложение о создании общественного телеканала, который должен быть независимым от государственного контроля. Если это произойдет, российский медийный ландшафт может измениться в корне, говорят эксперты.

Freedom House отстаивает свои выводы о несвободе российских СМИ, ссылаясь на "использование уступчивой судебной власти для предъявления обвинений независимым журналистам, безнаказанность тех, кто подвергает физическим преследованиям и убивает журналистов, а также [на] сохраняющийся контроль государства и его влияние почти на все традиционные средства массовой информации".

Но, несмотря на угрозы, в этом году никто не закрывал и не захватывал независимые российские СМИ. Хотя нераскрытыми остаются почти 20 убийств журналистов с момента прихода к власти Путина, за прошлый год было отмечено гораздо меньше инцидентов с насилием.

Некоторые аргументы Freedom House обоснованны и справедливы, говорит Елена Зелинская, занимающая должность вице-президента одной из двух главных организаций работников СМИ "МедиаСоюз", которая стоит на более прокремлевских позициях.

Читайте также: НТВ услышал о себе правду

"Однако ситуация в наших средствах массовой информации более сложная и проблематичная, чем это рисует Freedom House. То, что описывает Freedom House, кажется картиной из совершенно иной жизни, - заявляет она. – Я согласна, власти действительно давят на средства массовой информации, но это давление принимает разные формы и не является  прямым. Сами власти тоже испытывают на себе давление СМИ. Даже внутри самих СМИ существует множество давлений и проблем. Ситуация там более сложная, но совсем не такая [как это изображает Freedom House]".

Однако, как утверждают критики, доступ к относительно независимым радиостанциям, газетам и телеканалам, таким как "Дождь", имеют лишь жители крупных городов типа Москвы и Санкт-Петербурга.

"Со свободой прессы в России есть действительно серьезные проблемы", - говорит Надежда Прусенкова, работающая руководителем пресс-службы "Новой Газеты". Это боевая оппозиционная газета, выходящая еженедельно. За последнее десятилетие было убито несколько ее журналистов, в том числе, Анна Политковская.

"Крупные телеканалы по-прежнему находятся в руках структур, близких к Кремлю. И даже если журналисты не подвергаются прямой цензуре, их сдерживает самоцензура и страх. Мне кажется, что решение Freedom House поставить Россию на 172-е место, ни в коей мере не является  неожиданным", - говорит она.

Вместе с тем,  Прусенкова отмечает: "Пока у нас сохраняются островки свободы, такие как "Новая газета", радиостанция "Эхо Москвы" и телеканал "Дождь", пока существует свобода слова в интернете, надежда остается. Нам надо работать упорнее. Я бы очень не хотела, чтобы Россия через 12 лет осталась на том же 172-м месте".