Товар должен быть доставлен в нужное место и вовремя. Без этого невозможна успешная бизнес-деятельность. С точки зрения будущего хорошо организованные логистические звенья имеют ключевое значение.
Для логистики Европы важное значение играют отношения с третьими государствами во всем мире, в том числе и с Россией.
Транспорт - это область, где интересы Европейского союза и России как пересекаются, совпадают, так и противостоят друг другу. Начиная с желания обеих сторон, чтобы при автомобильных перевозках уходило на пересечение границы как можно меньше времени, вплоть до желания ЕС платить за перелеты над Сибирью меньше установленных Россией несправедливо высоких пошлин.
Факторов воздействия немало
В своей нынешней должности я четыре раза вел довольно обстоятельные переговоры с руководителями транспортной политики России и хорошо изучил партнеров. На транспортные отношения с Россией влияют всеобщая экономическая среда, экономические соображения, исторический фон наших экономических проблем и интересы обеих сторон.
Разумеется, на все переговоры и соглашения оказывает воздействие политическая ситуация как в России, так и в ЕС. Свою роль играют человеческие отношения, причем в общении с Россией, может быть, даже большую, чем в отношениях с каким-либо другим партнером.
Совершенно иной областью является политика безопасности, где сотрудничество и противостояние имеют совершенно иное значение, чем в гражданских областях. Можно сказать, что эта сфера отделена от других, но на деле тень политики безопасности витает повсюду.
Граждане России сейчас более свободны, чем когда-либо ранее в своей истории. Конечно, это не сравнить с теми свободами, которыми наслаждаются граждане ЕС, но все же это гигантское изменение по сравнению с тем, что было у российских граждан (а точнее подчиненных) на протяжении последних 500 лет.
СМИ России и сейчас пишут, что гражданам приходится преодолеть немало препятствий при получении иностранных паспортов. Но путешествовать они могут все же свободнее, чем когда-либо ранее. И в моем представлении люди, свободно путешествующие, не ищут ссор с другими народами.
И в бизнес-деятельности в России есть определенные элементы рыночной экономики, и они развиваются. Как и повсюду, там подрастает новое поколение, для которого в рыночной экономике нет ничего сатанинского и сомнительного.
В развитии экономических отношений между ЕС и Россией сейчас крупной проблемой является правовая среда, регулирующая вопросы экономики и отношений собственности. В соревновании между предприятиями используют т.н. административный ресурс. Это означает, что одно государство использует против другого государственный аппарат, суды и правозащитные учреждения. Очевидно, за определенную мзду. При такой деятельности защита иностранных инвестиций довольно незначительна.
Целью Европейского союза является улучшить путем переговоров и соглашений правовую среду для иностранных инвестиций.
Возьмем, к примеру, безопасность полетов. Это не только стандарты и технические требования. Это, прежде всего, правовая среда и независимый, вызывающий доверие надзор, на которые не может оказать воздействие ни один телефонный разговор.
Важны не только технические условия закрытия багажного люка самолета, но нужны и инспекторы, которые их регулярно проверяют. Они не должны поддаваться чьему-либо воздействию. Партнеры России, в том числе ЕС, должны верить в их компетентность. Правовое пространство и надзор имеют здесь гораздо большее значение, чем вопрос техники.
Открытость опасна?
Россия постепенно открывается. В России очень сильны страхи, сопутствующие открытию. И это проявляется во всех слоях общества. Это вопрос образа мышления, формировавшийся на протяжении столетий. Наши предложения и шаги зачастую истолковываются совершенно иначе, в них видят совершенно иные цели, сомневаются в вещах, которые нам кажутся совершенно ясными и простыми.
Для этого общества изолированность не является чем-то новым и неизведанным, с нею свыклись. Скорее, для него опасность представляет открытость, а международные нормы воспринимаются как дьявольские. Во внутренней политике России успеха зачастую добиваются именно те силы, которые исходят из отчуждения, сеют вражду против всего остального мира.
Довольно сложно найти верный путь к поддержке открытости. Следует учитывать, что в России очень сильны круги, которые выступают против любого международного общения.
Один из опытов моих переговоров с Россией связан с соотношением правового документа (например, соглашения сторон, подписанного договора) и политическим заявлением (например, декларации, письма важного человека). Если европейцы всегда считают самым главным дойти до некоего подписанного, обязующего документа, где четко определены ясные процедуры оспаривания решений и возможности введения возможных санкций, то для российских партнеров очень важное значение имеет политическое заявление.
У такого подхода есть своя история. Напомню, решения Центрального комитета Коммунистической партии Советского союза были гораздо выше законов и законы им подчинялись. И у этого есть своя предыстория со времен царизма, когда царский указ имел гораздо большее значение, чем какие-то налоговые законы (об этом можно почитать, например, в книгах Ричарда Пайпса).
Прежде всего отношения в авиации
По мнению европейцев, мы будем продвигаться вперед, только если результатом станет подписанный и юридически обязывающий документ. Российские партнеры считают политическое заявление столь же важным, и удивляются и даже немного обижаются, когда европейцы им особенно не заморачиваются.
Для Европейского союза наибольший интерес представляет развитие отношений с Россией в области авиации. Авиация, в том числе транспортная, является быстро развивающейся и меняющейся отраслью экономики.
Авиационные отношения с третьими странами являются компетенцией ЕС. Создание единого авиационного пространства с Россией сулит значительную выгоду. Оно очень важно с точки зрения авиационной безопасности и предоставляет новые деловые возможности для авиационных линий.
Разумеется, единое авиационное пространство выгодно и для пассажиров и логистических предприятий, нуждающихся в промежуточных хорошо обеспеченных аэропортах. Сейчас в России их всего лишь несколько.
В ноябре 2010 года мы с министром транспорта России Игорем Левитиным подписали соглашение о том, что нашей целью является заключение полномасштабного авиационного договора между ЕС и Россией. Сделать еще предстоит многое, но кто сказал, что такие вещи должны быть простыми.
Сухопутный транспорт играет важную роль в товарообороте, но для заключения соглашений и переговоров государства-члены ЕС не давали Евросоюзу ни разрешений, ни полномочий. Кое-кто считает (в том числе в России), что можно было бы достичь большего, если бы ЕС дал своим членам полномочия вести переговоры и подписывать соглашения по наземному транспорту.
Но в отношении наземного транспорта следует иметь в виду, что только часть беспрепятственного передвижения зависит от транспортной политики и учреждений, ею занимающихся. Гораздо большая часть зависит от таможенных властей и пограничников, проверяющих личные документы. Роскошные скоростные дороги не имеют особого смысла, если грузовики вынуждены ждать на границе часами и сутками.
Переговоры с Россией непросты. Да и собственные позиции ЕС на переговорах зачастую не столь сильны, как хотелось бы. Среди стран-членов ЕС распространено странное представление, что действуя поодиночке, на двусторонних переговорах с Россией возможно быстрее достичь соглашения.
В самом деле, порой некоторые отдельные государства достигают хороших соглашений. Но никто не знает их истинной цены. А остальные 26 стран ЕС страдают.
Льстецы-подхалимы
И все еще верят, что, мол, именно у моего государства наилучшие возможностями для ведения переговоров с Россией, чем у Европейского союза. Разумеется, другая сторона это искусно использует.
Чего нам наверняка не нужно, так лесть и подхалимство по отношению к российским партнерам. Навряд ли можно чего-то добиться таим образом. К льстецам и подхалимам всегда относятся с презрением.
В отношениях с Россией – в том числе и в области транспортной политики – действует то обстоятельство, что при совместных действиях козыри в руках ЕС. Пытаясь играть поодиночке, государства Европы отдают их в руки России. Действуя совместно и ведя поиск гибких решений, учитывающих и интересы России, можно достичь выгодных результатов.
Сиим Каллас, Вице-президент Европейской комиссии
Перевод: Хейно Сарап