Дмитрию Медведеву, который в понедельник покинет пост президента России, а днем позже займет должность премьер-министра, часто приписывают то, что он больше говорит о модернизации России, чем делает.
Его хулители одерживают верх. Московские газеты на прошлой неделе захлестнула волна политических некрологов, а Россия готовится провести в понедельник инаугурацию медведевского наставника Владимира Путина, который станет президентом. Таблоид "Московский Комсомолец" довольно грубо описал манеру поведения Медведева, сказав, что она похожа на кадры из фильма про мистера Бина.
Вспомнить успехи Медведева будет сложно. Один из них это вступление России в ВТО в конце прошлого года. А вот политических ляпов было немало. Один из них – это решение отменить переход на зимнее время, принятое в 2011 году, из-за которого утро зимой превратилось в непроглядный мрак, что вызвало резкую критику со стороны населения. Путин заявил, что переведет часы назад.
Определяющим моментом для Медведева стало его унизительное сентябрьское заявление, сделанное вместе с Путиным, когда он сказал, что оставит свой пост, дабы на него мог вернуться Путин. В тот момент его позиции мгновенно ослабли, и он превратился в политического неудачника.
Став премьер-министром, Медведев еще больше уйдет в тень своего наставника. Главного экономического советника Медведева Аркадия Дворковича обвинили в чрезвычайном оптимизме, когда он заявил в интервью на этой неделе, что находясь на премьерском посту, Медведев сможет напрямую контактировать с министрами и лучше руководить реализацией реформ, чем в должности президента.
Такой сценарий развития событий кажется большинству обозревателей маловероятным, учитывая подавляющее господство Путина на политической сцене. Хотя, как сказал один видный экономист, все проверяется на практике, и мы скоро увидим, насколько самостоятелен Медведев в подборе своего кабинета министров. Во вторник он должен объявить его состав – и тогда мы поймем, подбирал он министров сам или был вынужден согласиться с выбором нового президента.
"В принципе, премьер-министр обладает большими полномочиями в управлении реформами и в повседневном руководстве правительством", - сказал работающий в Москве известный экономист.
Известно, что у Путина более консервативные взгляды на экономическую и политическую либерализацию. Говоря о том, почему Медведев так мало сделал в реализации своей программы реформ, все сходятся во мнении, что ему просто не позволили.
В 2009 году обладающий мягкими манерами Медведев поразил политических обозревателей, когда написал статью "Россия, вперед!" В ней он в пух и прах разнес "примитивную" экономическую зависимость страны от экспорта природных ресурсов, и выступил против авторитарной власти, подвергнув скрытой критике своего предшественника Путина.
Хотя большая часть его обещаний оказалась пустыми словами, они все же произвели впечатление. "Он поставил нашему общественному устройству очень жесткий диагноз: архаичная экономика, отсталая политическая система, массированная коррупция, - написал 2 мая на новостном сайте Gazeta.ru политолог Евгений Гонтмахер. - И люди - во всяком случае, значительная часть общества - поверили, что если уж президент об этом говорит, то это действительно так. Более того, у них благодаря этому медведевскому посылу создалось ощущение, что можно что-то поменять".
Коллеги Медведева говорят, что косвенным следствием нарушения Медведевым запрета на либерализацию стали протесты против подтасовок на декабрьских парламентских выборах. "Медведев сделал возможным то, что случилось на Болотной площади", - сказал его советник Игорь Юргенс, имея в виду место проведения первого крупного протеста.
Среди других, менее заметных и менее рекламируемых реформ Медведева – снижение числа проверок в малом бизнесе. Он также вывел членов кабинета министров из советов директоров государственных корпораций.
После декабрьских демонстраций Медведев инициировал принятие двух законов, которые можно отнести к политическим реформам. Во-первых, он упростил правила регистрации политических партий, а во-вторых, вернул выборы губернаторов регионов. Однако правящая партия "Единая Россия" выхолостила эти реформы в парламенте перед их утверждением.
Большинство экономистов говорит о том, что одна из главных проблем, с которой столкнется Медведев на посту руководителя правительства, это пенсионная реформа, работа по принятию которой может превратиться в жестокую политическую баталию. Значительная часть путинского электората это пенсионеры.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев сказал, что существующая пенсионная система близка к банкротству, а поэтому перемены неотвратимы. "Повышение пенсионного возраста не может быть правильным или неправильным - это просто неизбежно", - отметил он.
Правительству Медведева также придется заниматься приватизацией. В правительстве возник серьезный раскол по вопросу о том, стоит ли приватизировать контрольные пакеты акций госкорпораций, или следует продать лишь второстепенное участие в капитале. Высокопоставленный московский экономист сказал по этому поводу: "Все против [приватизации контрольных пакетов]. Если Медведев достаточно силен, он этого добьется. Если он слаб, ничего не будет".