Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Незначительное судебное дело проливает свет на крупный коррупционный скандал на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2011 году британская компания-пустышка Highway Investment Processing стала символом украинской коррупции, когда продала государственной нефтяной компании морскую буровую установку по цене, почти вдвое превышающей цену покупки, и попутно, скорее всего, прикарманила более 100 миллионов долларов. Это далеко не первая подозрительная сделка с участием Highway.

В 2011 году британская компания-пустышка Highway Investment Processing стала символом украинской коррупции, когда продала государственной нефтяной компании морскую буровую установку по цене, почти вдвое превышающей цену покупки, и попутно, скорее всего, прикарманила более 100 миллионов долларов. Но изучив украинские судебные документы, а также документацию  по внешней торговле, издание bne может сообщить, что это далеко не первая подозрительная сделка с участием Highway. За четыре месяца до проведения тендера по буровой установке на сумму 400 миллионов долларов компания заключила контракт на продажу за 270000 долларов бывшего в употреблении штамповочного пресса провинциальному украинскому производителю коробок для яиц, который так и не поставила.

Эта незначительная сделка указывает на то, что Highway работает как денежная карусель, которой управляют латвийские банки. Она прокручивает деньги клиентов, то выводя их из Украины, то снова заводя обратно. Эта сделка поставила новые вопросы по поводу масштабных закупочных контрактов государственной нефтегазовой компании "Черноморнефтегаз" за 2011 год на две вышки и суда обеспечения на общую сумму 950 миллионов долларов. Такие компании-пустышки из Британии как Highway это вовсе не законные предприятия, создаваемые специально для продажи активов. Полученные Highway тендеры с самого начала показали, что это предприятие по отмыванию оффшорных денег. 

Поэтому, пока ходят слухи и догадки по поводу того, кто является  выгодоприобретателем Highway, ответ может быть весьма прост: никто. Характер сделок указывает на то, что компания действует в рамках транзитной денежной "карусели". Эта карусель используется для прокручивания оплаты через цепочку компаний и вывода денег с Украины, а затем закачивания их обратно. При этом операторы получают комиссию в виде процентов с обрабатываемых сумм.

Это полностью противоречит версии событий, предлагаемой правительством Украины. Согласно краткому объявлению в стиле "Бората" на вебсайте Highway, спешно загруженному в преддверии тендера Черноморнефтегаза в марте 2011 года, эта компания является "крупным международным и одним из наиболее устойчивых подрядчиков в нефтегазовом секторе, работающим "под ключ"". Под такой личиной компанию приняли в качестве добросовестного претендента на поставку Черноморнефтегазу буровой вышки. И она сделала это – за 400 миллионов долларов, а буровая в настоящее время медленно плывет из Сингапура на черноморский шельф Украины.

Однако согласно распоряжениям украинского Министерства экономики и судебным протоколам, которые удалось изучить bne, у Highway всего за три месяца до тендера была и другая сделка. Эта британская фирма в ноябре 2010 года подрядилась поставить штамповочный пресс производства Man Roland житомирской компании "Скерцо" с предоплатой в размере 270000 евро. "Скерцо" это дочернее предприятие производителя упаковок для яиц "Житомирский картонный комбинат".

Но хотя Highway вполне успешно покупает буровые и перевозит их через океаны, подержанный пресс житомирским картонщикам она так и не поставила. В связи с этим "Скерцо" в мае 2011 года привлекла компанию к суду.

Судебная драма

Из-за журналистских расследований тендеров Черноморнефтегаза украинское правительство к маю 2011 года ушло в глухую оборону. Чиновники начали выступать на телевидении с неправдоподобными и противоречивыми объяснениями по поводу того, почему они за 400 миллионов долларов купили буровую, рыночная цена которой составляет около 220 миллионов. У всех на устах был вполне естественный вопрос - кто стоит за Highway?

В то же самое время, в мае 2011 года в крохотном и душном зале житомирского суда появился юридический представитель Highway, который признал законность иска заявителя против его компании. 1 августа суд Житомира приказал компании вернуть деньги "Скерцо".

В распоряжении Министерства экономики относительно сделки "Скерцо" (№ 662 от 11.08.2011 г.) в качестве директора Highway назван некий Павел Двуличанский, хотя в документах этой британской компании такой человек не значится. Bne удалось выяснить, что в Луганске есть бизнесмен с таким именем. Он подтвердил bne, что является  деловым партнером совладельца Житомирского картонного комбината Игоря Лиски. Напомним, что "Скерцо" это "дочка" комбината.

Однако Двуличанский отрицал знакомство с британской компанией. Директор "Скерцо" Сергей Станевич рассказал bne, что все относящиеся к делу документы находятся у директора Житомирского картонного комбината Олега Карпака. Карпак и Лиски на попытки связаться с ними никак не отреагировали.

Магическая денежная прокрутка

Секрет этой загадки, скорее всего в том, что Highway создавалась вовсе не для участия в  тендерах на буровые вышки. В 2009-2010 годах она уже была частью "денежной карусели", управляемой через латвийские  банки для прокрутки денег украинских клиентов с выводом их за границу и возвращением обратно. Житомирская сделка могла быть одной из сотен операций, провернутых через британскую фирму. Но она дала сбой, и поэтому оставила след в прессе.

Как сказано в учебном руководстве по финансовому мониторингу Госфинмониторинга Украины, с которым удалось ознакомиться нашему изданию, авансовые платежи по зарубежным контрактам, которые не дают результата, являются стандартным трюком любой такой денежной карусели. В данном руководстве также сказано, что такие карусели действуют в основном через латвийские банки. В случае с Highway это латвийский банк Trasta Kommercbanka.

Группа OCCRP (это проект по отслеживанию организованной преступности и коррупции) недавно сообщила об украинской карусели, действующей через другие банки. Через эту коррупционную схему проходили сотни платежей по зарубежным контрактам украинских и молдавских фирм на счета компаний в Британии и Новой Зеландии в латвийском банке. По каждой такой сделке, как правило, осуществлялся авансовый платеж на сотни тысяч долларов, после чего внешнеторговый договор аннулировался, а предоплата возвращалась украинской или молдавской стороне - но уже через другую оффшорную компанию в этой карусели, завершая, таким образом, денежный круговорот.

Сестринская компания Highway Verylux LLP, похоже, тоже является частью карусели. Verylux LLP зарегистрирована по тому же адресу в Великобритании, что и Highway, с теми же номинальными директорами и акционерами. В марте 2011 года Verylux поставила за 150 миллионов долларов суда обеспечения для Черноморнефтегаза в дополнение к буровой установке, проданной Highway.

Но по аналогии с Highway, компания Verylux также фигурирует в приказе Министерства экономики Украины №1091 от 01.09.2010, связанном с валютными операциями. В данном приказе указано, что Verylux предоставила гарантию выполнения финансовых обязательств компанией-нерезидентом перед Львовским автобусным заводом. Как и в случае с житомирской компанией "Скерцо", Министерство экономики Украины наложило санкции на производителя автобусов из Львова за невыполнение валютной репатриации (обратное конвертирование иностранной валюты в украинскую). Таким образом, похоже, что обе компании, выигравшие печально известный тендер Черноморнефтегаза в марте 2011 года, уже тогда действовали на Украине через латвийские банки в рамках денежной карусели.

Прикрытие

В результате судебного иска житомирской компании деятельность Highway на Украине была остановлена приказом Министерства экономики, начиная с 23 августа 2011 года. В результате британская компания не попала на второй тендер на поставку буровой для Черноморнефтегаза, объявленный 30 августа со сроком подачи заявок до 21 сентября.

Highway была дисквалифицирована, а второй тендер выиграл латвийский судоремонтный завод. Очевидно, чтобы обеспечить прикрытие для этого скандала, тендерная комиссия Черноморнефтегаза представила совершенно иную версию дисквалификации Highway, никак не связанную с запретом Министерства экономики на деятельность этой компании на Украине. По версии Черноморнефтегаза, Highway, победившая в первом тендере в марте 2011 года, предложила для второго тендера вышку, построенную в 2007 году, а не в 2011-2012-м, как требовалось по тендерным документам, и в дополнение ко всему, вышка была повреждена в результате пожара.

Похожее, более скромное  прикрытие было у Highway и по сделке с компанией "Скерцо". В феврале 2012 года Highway Investment Processing показала свои доходы за 2010 год в сумме 60128 фунтов стерлингов. Это несмотря на то, что по украинским документам, относящимся к сделке со "Скерцо", Highway в 2010 году получила как минимум 270000 евро.