С руками, закоченевшими, пока он стоял в очереди на лютом холоде, мой отец протискивается в телефонную будку и набирает мой номер. За тысячи миль от него, в Соединенных Штатах, я слышу его любимый голос, все еще хриплый от морозного карельского воздуха. Его тон, как обычно, спокоен, а настроение остается оптимистичным.
Наш разговор состоялся всего за несколько дней до президентской инаугурации Владимира Путина, однако мы не говорили о том, что будет означать путинский третий срок для России и ее граждан. Мы уже знаем это по опыту 12 лет его правления. Вместо этого мы говорили о том, что следует сделать в ближайшие годы, так как теперь будущее нашей страны зависит не от г-на Путина, а от российского народа. Человек, находящийся у власти, не изменился, зато изменились мы, россияне.
Для меня борьба за то, чтобы Россия стала более свободным и справедливым обществом носит личный характер. Мой отец Михаил Ходорковский, бывший глава ЮКОСа - некогда самой крупной компании в России, - больше восьми с половиной лет назад лишился свободы по ложным обвинениям в хищении и уклонении от налогов. На деле, его единственным преступлением было то, что он выступил против г-на Путина. Он разозлил Кремль тем, что финансировал оппозиционные партии и осуждал широкомасштабную коррупцию. Я не видел его с 2003 года, в котором я поступил в американский колледж. Он ни разу не встречался с моей дочерью Дианой, которой сейчас два года.
Я знаю, что его вдохновляют, как протестное движение, возникшее в ответ на сфальсифицированные выборы прошлого года, так и тот факт, что десятки тысяч людей по всей стране выражают свои взгляды мирным и демократическим путем. Мы оба хотели бы быть на улицах Москвы с нашими согражданами. Однако наше отсутствие на них символично и характеризует проблемы, с которыми сталкивается наша страна. Из-за отсутствия законности мой отец оказался за решеткой, как и тысячи других успешных бизнесменов, подвергнувшихся преследованиям. Я остаюсь за границей в добровольном изгнании и не хочу возвращаться в родную страну, как и тысячи других молодых россиян, учившихся за рубежом. Каждый день Россию покидает множество людей.
«Чемоданные настроения», крайне распространенные среди людей моего возраста, ненадолго ослабели пару месяцев назад, когда возникло ощущение, что вот-вот могут пройти реформы. Многие после этого почувствовали разочарование, когда г-н Путин сумел избежать поражения. Однако протесты будут продолжаться, утверждая идею о том, что приход г-на Путина к власти незаконен. Движение будет сохранять протестный импульс, фокусируясь на малых целях, а не на самом Кремле.
Это означает противостоять эгоистическим интересам силовиков, проекты которых включают в себя строительство автомагистрали шириной в шесть футбольных полей через охраняемый подмосковный Химкинский лес. Это означает регистрировать оппозиционные партии, которые с этого месяца можно формировать легально. Это означает распространять информацию о коррупции и избиениях в «Живом журнале» и Facebook и подписывать петиции, призывающие Кремль исполнить обещание и создать независимый общественный телеканал.
Западу не следует ни отвергать, ни недооценивать свою потенциальную роль в распространении свободы и демократии на моей Родине. Она включает в себя поддержку наказывающих нарушителей прав человека законов - таких как американский Закон Магнитского, - которые обсуждаются сейчас в законодательных органах от Вашингтона до Лондона и Брюсселя. Подобные законопроекты будут ограничивать предоставление виз и банковских услуг нарушителям прав человека, которые так любят держать свои деньги в США или в Европе.
Эта инициатива не ограничивается делом Сергея Магнитского - человека, разоблачившего чиновническую аферу на сумму 230 миллионов долларов и брошенного за это за решетку, где он и умер после избиений и отказа в медицинской помощи. Она также нацелена на то, чтобы воздать по справедливости людям, нарушавшим права сотрудников ЮКОСа - в частности, умершего в прошлом году Василия Алексаняна. Ранее, когда он находился в тюрьме, ему отказывали в лечении, требуя сначала дать ложные показания против моего отца.
В следующие несколько месяцев г-н Путин, недовольство которым сейчас выражает его собственный народ, будет пытаться укреплять свою власть. Но, как бы он ни старался, он не сможет держаться вечно.
Будущая демократическая Россия будет основана на той предпосылке, что «свобода действительно лучше, чем несвобода, - недавно писал мой отец, - что общество свободных людей лучшим образом справляется и будет справляться с постоянно встающими перед человечеством вызовами».
Россия изменилась. Российский народ больше не хочет «стабильности и преемственности любой ценой». Наша страна жаждет реформ. По подсчетам некоторых российских правозащитников, едва ли не каждый шестой российский бизнесмен побывал под судом. Тысячи предпринимателей томятся в тюрьмах, причем многие из них стали жертвами злоупотреблений системы уголовного правосудия и сидят по сфабрикованным делам. По оценке «Левада-Центра» каждый год больше 15 % россиян дают взятки чиновникам и другим агентам «новой знати». Страной правит одна партия - «Единая Россия», - в которую должен вступать каждый, кто хочет быть уверенным в будущем своего бизнеса.
Инаугурация Путина в очередной раз прольет свет на ситуацию в Москве. Однако, как мы видели в последние пять месяцев, россияне начали греметь своими цепями. Еще два, может быть, три года и мы думаем, что эти цепи будут разбиты.
Россия 2012 года не похожа на Россию 2004 года, в которой г-н Путин в прошлый раз избирался президентом. Все больше людей задается вопросом: может ли он провести в стране перемены к лучшему?
Нужно быть выдающимся лидером, чтобы понимать, когда следует забыть о богатствах, власти и обидах и идти в ногу со временем. Г-н Путин на это не способен. Косметическое законодательство, принятое Думой, обещания новых социальных выплат и сохраняющаяся тенденция фокусироваться на экспорте природных ресурсов означают одно: Путин-2012 будет тем же человеком, которого мы знаем. Страна изменилась, но человек, который вот-вот вновь займет в ней высший пост, не может измениться.
Когда мы с моим отцом, наконец, сможем поговорить лично, это будет происходить в совсем другой России. Мы всем сердцем ждем этого дня.
Автор – старший сын Михаила Ходорковского, бывшего главы компании ЮКОС, признанного Amnesty International узником совести.
- - - - - - - - -
Комментарии читателей
doug in japan
Отличная статья, спасибо. Я не знаю всех обстоятельств дела ЮКОСа, но хотел бы думать, что Ваш отец, действительно, невиновен. Я верю, что Россия однажды сможет стать полноправным членом европейского сообщества и – будем надеяться – вступит в Евросоюз и в НАТО, а такие как Путин и его приспешники отправятся на свалку истории. На днях я был удивлен, прочитав об одном российском генерале, который угрожал атаковать Запад из-за европейского противоракетного щита. Людей такого типа не должно быть во власти. Удачи России и ее народу. Я никогда не забуду день, когда рухнула Берлинская стена!!
CG1
Г-н Ходорковский играл с огнем и обжегся. Из всех узников совести он вызывает у меня меньше всего сочувствия. Публикуя это, FT оказывает своим читателям скверную услугу
J Richard
Такое впечатление, что Ходорковский нанял профессиональных пиарщиков. Я ни разу не слышал о демонстрациях в его защиту. Возможно, он не пользуется популярностью у российского народа.
Speculator
Участь, постигшая Михаила, - это, безусловно, личная трагедия его семьи, но называть его узником совести просто смешно. Русские, с которыми я в свое время общался, характеризовали это дело так: «Волки съели собак». Они имели в виду, что Михаил был частью коррумпированной группировки, создавшей систему, которая в итоге его пожрала. Другими словами, в 1990- х годах он творил, что хотел, и люди, стоявшие на пути его деловых интересов, нередко гибли от рук мафии, услугами которой он, по-видимому, пользовался (собаки). В итоге вмешались силовики (волки) и выиграли войну за территорию.
Настоящие узники совести – это простые россияне, которых сперва притесняли олигархи (такие как Михаил), а затем силовики (во главе с Путиным). Между этими двумя группами больше общего, чем различий. Разница на тот момент заключалась в том, что силовики считали опасным допускать западные компании к владению российскими минеральными богатствами без тщательного стратегического анализа и полагали, что олигархи должны держаться подальше от политики или отказаться от своих денег. Михаил между тем думал, что его богатство дает ему право определять судьбу России и пытался привлечь в страну крупных западных инвесторов, чтобы опираться на них в будущей борьбе с силовиками. Тогда силовики решили, что он опасен для российского государства. Вдобавок он мешал им проводить нужную политику, покупая думских депутатов, чтобы получить право вето в парламенте.
Такой вот узник совести.....
Jimmy Gatts
Да, МХ был безжалостным олигархом, мало интересовавшимся демократией, но следует признать, что сейчас он ведет неподдельную борьбу и что он сумел придать своей жизни подлинный смысл. Он мог попросить о снисхождении, мог как-то договориться, но предпочел остаться непокорным (в отличие от прочих олигархов, превратившихся в жалких, послушных пуделей). Да, Павел, ты можешь гордиться. У любого есть право на второй шанс, и Михаил сейчас искупает свое прошлое. У России есть надежда.