Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва: взгляд через объективы камер

Девятая московская Фотобиеннале объединяет в себе динамизм и педагогический настрой великих классиков и российских талантов. Вчерашние творцы остались в истории, а новые смело смотрят в будущее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Фотобиеннале 2012 буквально пропитана очарованием Москвы, политической и литературной историей, которой буквально дышит каждый местный закоулок, понемногу вытесняющими советскую серость пастельными тонами, меланхоличными проспектами и зелеными бульварами. Программа выставки так насыщена, что может повергнуть в шок даже завсегдатая «Встреч в Арле» или Фестиваля фотожурналистики Перпиньяне.

Фотобиеннале 2012 буквально пропитана очарованием Москвы, политической и литературной историей, которой буквально дышит каждый местный закоулок, понемногу вытесняющими советскую серость пастельными тонами, меланхоличными проспектами и зелеными бульварами. Программа выставки так насыщена, что может повергнуть в шок даже завсегдатая «Встреч в Арле» или Фестиваля фотожурналистики Перпиньяне. От организатора биеннале Ольги Свибловой, стройной словно балерина блондинки, потребовалось приложить всю свою легендарную энергию, чтобы лучшие из выставок современной фотографии смогли найти достойное место посреди гиперактивной столицы.

Потребовалось все ее мастерство, чтобы африканские («Гиены» Питера Хьюго) и китайские («Хунцзян» Оуяна Синкая) фотографы нашли здесь аудиторию наравне с русскими и американцами, вчерашними врагами, а ныне союзниками по обществу потребления. Чтобы москвичи не прошли мимо навевающих тревогу снимков («Путешествие в будущее. Остановка №2» Сергея Шестакова: заброшенный после окончания холодной войны поселок, где раньше находились баллистические ракеты) и погрузились в прекрасные мечты («Черная шапочка» Сары Мун). Этот проект директор МАММ (Мультимедия арт музей, Москва) задумала задолго до того, как у нее появилась возможность реализовать его на практике.

Этот пионер современного искусства живет всего в двух шагах от почтенного Пушкинского музея, которым с 1961 года руководит Ирина Антонова, старейшая и самая заслуженная из директоров крупнейших музеев искусства в мире. От Парижа до Цюриха, от Венеции до техасского Хьюстона - нет места в мире, где эта вечно спешащая женщина, которая привыкла игнорировать голод, сон и ненужные компромиссы, не стремилась бы вперед, чтобы удовлетворить свою жажду знаний и страсть к выставкам. Друзья и враги зовут ее «царицей».

Под ее стальной указкой, которую едва ли можно скрыть под бархатной перчаткой, МАММ всего за год представил ретроспективный и систематический обзор российской фотографии. Сегодня музей - это крупнейший владелец архивов великого конструктивиста Родченко. Кроме того, он занимается составлением невиданного ранее каталога истории фотографии в России и проводит для этого колоссальную критическую работу, которая устанавливает факты, даты и судьбы фотографов. После открытия в феврале 2011 года новобранец среди 72 московских музеев сделал ставку на поиск новых талантов («Место под названием дом», почти что голландские пейзажи британца Мэтта Уилсона), а также напомнил всем о забытых творцах («плоский пейзаж» скончавшегося в 2010 году Александра Слюсарева). Этот покоритель умов, который буквально пронизан давно потерянной нашими институтами свежестью, словно юный влюбленный упивается своим искусством синтеза, объединяющим мировую историю фотографии.

Девятая московская Фотобиеннале предлагает посетителям настоящий фотобанкет. Америка? Она будет представлена неподражаемым Стивеном Шором в его знаменитой серии «Удивительные места» в Манеже (выставленные на экспозиции снимки заставят скрипеть зубами пуристов и очаруют всех остальных). Она будет виртуальной, изобретательной и решительной, как Стив Джобс и «Цифровая революция в Силиконовой долине», многолетний репортаж Дага Меньюза, который представляет зрителю обратную сторону цифрового рая. Россия? Она оставила позади эпоху увешанных золотом «новых русских» и начинает по-новому смотреть на времена грубого перехода от коммунизма к капиталистической оргии.

Бедные дочери богачей

«Маленькие взрослые» - это красочная серия молодого фотографа Анны Складман, родившейся в немецком Бремене дочери российских иммигрантов. Эта художница, которая работала с Энни Лейбовиц, а сейчас живет между Москвой и Нью-Йорком, заинтересовалась детьми так называемых «новых русских», то есть тех, кто быстро сколотил себе огромные состояния (особенно по сравнению с зарабатывающим гроши народом). Чтобы сделать эти причудливые, но блестящие снимки, Анне Складман пришлось совершить сразу несколько подвигов. Проникнуть в этот золотой, денежный мир. Приручить родителей. Договориться о встрече с этими «маленькими взрослыми», которые позировали так, как им захочется, в комнате и одежде на их выбор. Результат поражает воображение. Причем не только гипертрофированной и напускной роскошью, но и фантасмагорической добродетелью, которой пронизаны мечты этих избалованных до последней крайности детей. Варвара - это желтая бабочка, которая порхает по сцене ее домашнего кинотеатра. Алисия - это ундина, которая утопает в мехах в магазине ее матери. Худощавая Арина - это маленькая Дженнифер Энистон в гараже отца напротив коллекционных автомобилей. Лиза, Катя и София сидят на витрине ювелирного магазина их матери словно восковые куклы.

Лос-Анджелес: от кино до криминала

Перед вами предстанет настоящий визуальный шок, коллекция фотографий, которые были отобраны из 10 000 негативов профессионального фонда Полицейского управления Лос-Анджелеса. «Искусство архива» в МАММ предлагает посетителям красивейшие снимки жертв, хулиганов и полицейских, а также напоминающие о фильмах в стиле «нуар» мастерски составленные планы. Разумеется, все дело в том, что фотографы, которых сотрудничали с полицией Калифорнии, нередко работали на съемочных площадках. На одном из снимков ненормальный по имени Дональд похитил девушку в декабре 1947 года, затащил ее в номер мотеля и вырезал свои инициалы на ее правой ягодице (деталь, достойная «Черной орхидеи» Джеймса Эллроя). Нельзя не обратить внимание и на «Мост над рекой Лос-Анджелес». Фотография была сделана в феврале 1955 года, и центральное место на ней занимает оказавшееся в пересохшем канале мертвое тело. Все это сразу же напоминает об интриге в Китайском квартале» Романа Полански.

Дилемма по Достоевскому

Российский режиссер Андрей Звягинцев, который завоевал золотого льва на Венецианском кинофестивале в 2003 году с фильмом «Возвращение», в прошлом году получил приз жюри Каннского фестиваля за картину «Елена». Его медитативная и в чем-то тревожная работа представлена в фотографиях Владимира Мишукова. Все моральное напряжение фильма держится на полном и монументальном лице главной героини – Елены (великолепная артистка Надежда Маркина). Как далеко может зайти материнская любовь? Как далеко может зайти унижение женщины, на которой женились, чтобы она прислуживала и держала рот на замке? В какой момент возникает мысль о преступлении? Когда просыпается зверь, который дремлет под спудом человеческой души? Фильм немногословен. Представленные в Манеже фотографии, возможно, даже красивее фильма, который чередует контрастные взгляды на Москву богатых и Москву бедных. Эти снимки поистине академической насыщенности превращают преступницу в сбившуюся с пути героиню.

Человек-хамелеон

Представленные Фондом «Екатерина» работы Лю Болиня предлагают зрителю сыграть в прятки. Родившийся в 1950-х китайский фотограф мастерски овладел техникой камуфляжа и буквально сливается с окружающим пространством. На одном снимке его ноги окрашены в белый цвет, а тело не отличить от бетона - он практически стал частью олимпийского стадиона в Пекине. Здесь зелено-коричневая расцветка позволяет ему раствориться в весенней листве. А тут красный и золотой превращают его в продолжение театральной стены. И чтобы заметить его на фоне огромного колеса желтого трактора, у вас уйдет не меньше нескольких минут. Это человек-невидимка, чьи очертания едва ли можно различить на фоне стеллажей с глянцевыми журналами. На некоторых фотографиях он стоит, прислонившись спиной к серой стене с красным граффити. Китаю и его культурному наследию не нужны субтитры.