В принадлежащем лидеру партии «Процветающая Армения» (ППА) Гагику Царукяну отеле в Цахкадзоре состоялась международная конференция «Роль молодежных организаций в деле создания Евразийского союза», организованная союзом армяно-российских общественных организаций. Председателем союза является тот же Гагик Царукян. Есть сведения, что на конференции прозвучало послание Путина.
То, что конференция эта будет использована в предвыборной кампании ППА, нет никаких сомнений. Возможно, это даже естественно. В конце концов, каждому хочется прибавить солидности своей кампании, а Царукян пытается показать, что за ним стоит Россия. Как бы это ни было неприемлемо с точки зрения государственного суверенитета, но для армянского политического класса это не кажется зазорным.
Примечательно другое – вопрос Евразийского союза. Отец этой идеи Владимир Путин не скрывает, что представляет себе этот союз как современную модель СССР. О представлениях Путина насчет современности можно судить по нынешним порядкам в России, которая являет собой «советскую демократию» или иначе - путинский тоталитаризм, где все свободны в той степени, в которой позволяет Путин, а те, кто хотят быть свободнее, оказываются в ссылке или в тюрьме, а границы свободы время от времени «освежает» ОМОН.
Фактически, ППА заявила о своей позиции по отношению к возрождению СССР, то бишь, проекту по утере суверенитета Армении. ППА выступила за этот проект.
Интересно отношение к этому второго номера в списках ППА Вардана Осканяна (экс-глава МИД Армении), который выступает против политических монополий и за модернизацию. Осканян – опытный дипломат и понимает, что представляет собой Евразийский союз и на что способны монопольно правящие в России 12 лет Путин и 20 лет в Казахстане Назарбаев.
Неужели Вардану Осканяну кажется, что Евразийский союз может быть современнее, чем нынешние Россия и Казахстан, и гарантировать права и свободы в большей степени?
Или ППА просто делает предвыборные реверансы России, пытаясь нарастить ее поддержку, а уже после выборов партия проявит более прагматичный подход, адекватный требованиям модернизации политики и экономики и Армении и вызовам?
Хотя не исключается, что по этому вопросу ППА думает одно, а Осканян – другое. Но ситуация слишком серьезна для разногласий, и, по всей видимости, никаких разночтений нет, и все это – политические технологии.
В предвыборный период «российскую игру» проводила и Республиканская партия Армении, которая на уровне премьера, имеющего в партии самый «прозападный» имидж, попыталась в российских СМИ убедить Россию, что она была и будет для Армении самым главным союзником. Но по части Евразийского союза Тигран Саркисян высказался с сугубо экономической точки зрения и сказал, что Армения не может вступить в союз, с которым не имеет общих границ.
Фактически, официальный Ереван пока опасается высказываться на этот счет прямо, понимая, что это может не понравиться Евросоюзу, с которым Армения сейчас ведет переговоры об упрощении визового режима, свободной торговле и ассоциации. Евросоюз дает понять официальному Еревану, что ЕС и Евразийский союз несовместимы, и Армения должна выбирать.
В то же время, Серж Саргсян попытался застраховаться и включил в пропорциональные списки РПА Арташеса Гегамяна, который открыто выступает за Евразийский союз. Возможно, Серж Саргсян тем самым попытался сбалансировать ситуацию, активизируя на государственном уровне отношения с ЕС, а посредством пламенных речей Гегамяна уравновешивая этот курс, а также преимущество ППА в этом вопросе.
С другими силами тоже все ясно. Блок «Наследия» и «Свободных демократов» является в Армении единственной силой, которая высказывается за необходимость выхода из советско-российской системы и видит перспективы развития в западном пространстве.
Армянский национальный конгресс (АНК) не высказал по этому вопросу четкого мнения, но делает довольно прозрачные намеки в сторону России. В частности, Конгресс в последнее время стал чаще критиковать западные структуры за недостаточную последовательность, зато достаточно лояльно относится к России. Скажем, незадолго до выборов в России представитель Конгресса Людмила Саркисяна призвала армян России голосовать за Путина. Конгресс не стал возмущаться по этому поводу, хотя заявил, что это не официальное мнение АНК. А во время митинга 20 апреля лидер Конгресса Левон Тер-Петросян, говоря о предстоящей деятельности в парламенте, привел в пример не кого-нибудь, а Госдуму России, в которой карманная оппозиция, умещающаяся в системе Путина.
Хотя в Конгрессе также имеются явные разногласия – председатель партии «Республика» (входит в АНК) Арам Саркисян вполне конкретно высказался об этом вопросе, но в предвыборные дни он находился в Брюсселе и не принимал участия в кампании.
Неопределенней всего позиция «Дашнакцутюн» (АРФД). Казалось бы, партия эта должна склоняться к западной цивилизации, в лоне которой существовала много десятилетий. Хотя было немало сведений о том, что, работая на Западе, лидеры АРФД были агентами большевистско-советской системы, работая на КГБ.
Нынешняя АРФД несколько отличается от прежней, прежде всего, прагматизмом, но не партийным, а частным. Благодаря этому многие из нынешних лидеров партии стали обладателями бизнес квот. И если именно они определяют курс партии, значит, отправной точкой будут интересы капитала. И в какой из систем лидеры «Дашнакцутюн» сочтут свой капитал более защищенным, за ту и будут голосовать. А пока ситуация неопределенная, АРФД хранит таинственное молчание.