Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Успех ультраправых в Греции - это следствие провала традиционных партий

Возможное вхождение в парламент праворадикальной партии после грядущих выборов 6 мая во многом обусловлено необузданным популизмом греческих политиков.

© CC0 / Public DomainЗнамя партии партии «Хриси Авги» (Золотая заря)
Знамя партии партии «Хриси Авги» (Золотая заря)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможное вхождение в парламент праворадикальной партии после грядущих выборов 6 мая во многом обусловлено необузданным популизмом греческих политиков. Методы ультраправых больше не табу: мы слышим их отголоски в заявлениях тележурналистов и «уважаемых» комментаторов. Количество ультраправых и неонацистов в Греции еще никогда не приближалось к 10%...

Греция готовится к парламентским выборам 6 марта, первым с начала сильнейшего за всю историю страны экономического кризиса, который с 2009 года привел к 17,4% снижению ВВП и довел безработицу до отметки в 20%. Перед страной стоят важнейшие вопросы. Какая политическая партия сможет обеспечить применение новых мер в соответствии с соглашением между государством и его партнерами-кредиторами? Как можно спасти место Греции в еврозоне? Смогут ли предстоящие выборы привести к формированию жизнеспособного правительства?

Тем не менее, после выборов все внимание европейской прессы может привлечь проблема совсем иного рода. Не исключено, что на первых полосах газет мы в скором времени увидим такие заголовки: «Как такое возможно?», «Как мы до этого докатились?», «Что вообще творится в Европе?». С чем это может быть связано? С триумфальным вхождением в греческий парламент ультраправой партии «Хриси Авги» (Золотая заря), которая называет себя националистической, а на самом деле вполне может быть отнесена к неонацистскому движению. 25 апреля ее газета приветствовала недавний успех Марин Ле Пен (Marine Le Pen) во Франции под заголовком «Триумф Ле Пен и «Национального фронта» на выборах: в Греции этого тоже боятся».

После того, как несколько месяцев назад рейтинги «Хриси Авги» начали стремительно расти, она пытается скрыть от широкой публики свое истинное лицо, так как в Греции до сих пор живы воспоминания о событиях Второй Мировой войны, а ожесточенное сопротивление нацистам во время их «пребывания» в стране является предметом национальной гордости. А, значит, и препятствием на будущих выборах.

Тем не менее, недавнее прошлое партии оставило свои следы. Как, например, первая полоса ее ежемесячного журнала от июня 2007 года, которая, мягко говоря, не кажется особо враждебной по отношению к Адольфу Гитлеру…

Или нацистское приветствие лидера партии, которое запечатлели камеры во время собрания муниципального совета Афин в 2009 году. У активистов движения, кстати говоря, оно тоже давно вошло в привычку.

Это не говоря уже о нападениях на иммигрантов на улицах и яростных потасовках с ультралевыми группами. Кроме того, второго человека в «Хриси Авги» недавно арестовали за нанесение увечий и покушение на убийство молодого студента, который является активистом одной из леворадикальных партий.

Небольшая группа


«Ко всеобщему удивлению они войдут в будущий парламент. За них готовы проголосовать от 4% до 6% избирателей», - в один голос говорят греческие социологи. Дело в том, что для прохождения в законодательное собрание партии по закону необходимо набрать как минимум 3% на общенациональных выборах. Подобная ситуация удивляет даже самих социологов, потому что «Хриси Авги» всегда считалась всего лишь небольшой группой из сотни активистов и нескольких сот сочувствующих. А результаты на выборах измерялись тысячами голосов по всей стране (0,29% в 2009 году).

Кризис существенно поменял весь расклад. В 2009 году Греция лишилась доступа к рынкам займов. Последствия жесточайшей рецессии и навязанных жестких методов экономии оказались такими (официальный уровень безработицы среди молодежи достиг 50%, средний уровень зарплат упал на 22%, на население из 11 миллионов человек сегодня приходится миллион безработных), что практически все граждане Греции считают политиков виновными в нынешнем кризисе.

На протяжении не одного года политическая хроника в стране была наполнена скандалами и коррупцией. Представители двух политических партий (социалисты из ПАСОК и правоцентристы из «Новой демократии»), которые управляли страной последние 30 лет, стали persona non grata в независимости от того, были ли они замешаны в этих громких историях.

Основатель и исторический лидер «Хриси Авги» Николаос Михалолиакос, который обладает неплохо развитым политическим чутьем, одним из первых оценил сформировавшийся в стране политический климат и решил принять участие в муниципальных выборах в Афинах в 2010 году. Ему удалось добиться рекордных 5% голосов (почти 20% в пришедших в упадок неблагополучных районах в центре города), и с тех пор он заседает в городском совете.

Неконтролируемый приток иммигрантов

Кроме того, помимо экономического кризиса, который поднял на поверхность все структурные проблемы экономики и выбил почву из-под ног у сотен тысяч человек, в стране несколько лет назад возникла и другая проблема: неконтролируемый приток иммигрантов (преимущественно из Азии). Чтобы попасть в Европу, все эти люди неизбежно должны пройти через Грецию.

Подавляющее большинство иммигрантов не собираются оставаться в Греции, однако европейский регламент и соглашения обязывают Афины перекрыть этот нацеленный на другие европейские страны поток… Тем не менее, последние несколько лет у греческих правительств не было никакой глобальной политики по этой проблеме: это касается как защиты внешних границ, так и борьбы с огромным миграционным потоком и его воздействием на местное население.

Таким образом, сотни тысяч бедных иммигрантов «застряли» в Афинах без работы и документов в условиях кризиса, который серьезнейшим образом обострил их положение. Некоторые жилые кварталы в центре столицы превратились в настоящие гетто, где правят бал проституция, наркоторговля и насилие. Живущие в этих заброшенных государством районах греки в большинстве своем стараются убраться куда подальше, однако некоторые вынуждены остаться за неимением средств для переезда.

Акции в проблемных кварталах

Михалолиакос увидел в этом свой шанс и сорвал банк. «Хриси Авги» начала говорить о проблеме иммиграции, используя традиционную для всех европейских ультраправых партий риторику: «Греция для греков», «иностранцы - вон!»… Активисты партии постоянно находятся в проблемных районах, устраивают акции против «смуглых» прохожих и занимаются организацией митингов. Избиратели из этих кварталов считают, что «политики» окончательно забросили их, и не скрывают этого перед объективами камер государственных телеканалов: благодаря ним «Хриси Авги» перестала быть незначительной группой и превратилась в неотъемлемую часть политического пространства Греции.

Замешательство электората, которое подталкивает его часть отдать свои голоса за неонацистскую праворадикальную партию, можно объяснить лишь экономическим кризисом и подпитываемым ультраправыми страхом (помимо «Хриси Авги» в стране существует и уже имеющий кресла в парламенте «Народный православный призыв», за который, по данным опросов, готовы проголосовать от 3% до 4% греков). Греческие СМИ, а также правые и левые политические партии тоже сыграли здесь немалую роль.

Чтобы снять с себя ответственность за бушующий в стране экономический кризис, они зачастую использовали демагогическую или даже откровенно популистскую риторику и пиар. В то время как лидеры двух крупнейших объединений разыгрывали европейскую карту реформ и соглашений с партнерами по Евросоюзу, некоторые депутаты и представители их партий пошли в совершенно ином направлении, озвучив подобные фразы: «Немцы хотят украсть у нас наши земли», «Это они должны нам денег после Второй Мировой войны, а не мы им», «Не будем забывать, что было в 1940-1945 годах»…

Папандреу «хуже Пиночета»

Оппозиционные левые партии также пошли по пути чрезвычайно резких заявлений. Лидер Коалиции радикальных левых (10% по данным опросов) Алексис Ципрас заявил в мае 2011 года, что тогдашний премьер-министр Георгиос Папандреу «хуже Пиночета». Кроме того, он оказался единственным из лидеров парламентских партий, который не стал осуждать нападки на депутатов и министров (с начала кризиса в Греции они стали чем-то вроде национального спорта).

Алексис Ципрас не считал нужным хоть как-то повлиять даже на членов его собственной партии, которые были замечены в (пусть и ненасильственных) действиях против министров и парламентариев в ресторанах и других общественных местах. Подобная практика, как, например, неожиданное появление на встречах депутата другой партии или «импровизированные» (с тентами и мегафонами…) митинги перед рестораном, где обедает министр, (со «случайно» летящими в стекло яйцами и упаковками кефира) до настоящего времени не была одобрена ни одной правой или левой греческой партией. Поддерживали ее исключительно правые радикалы, причем было это десятки лет назад, еще до диктатуры черных полковников…

Греческие СМИ в своем большинстве добровольно согласились играть в демагогию, популизм и оголтелую критику Германии. Все они вместе с политическими партиями не увидели обратной стороны медали: на будущих выборах избиратель (будь то идеологический сторонник ультраправых, отчаявшийся молодой безработный или престарелая пенсионерка, у которой уже третий раз украли сумку в центре Афин) предпочтет отдать свой голос за оригинал, а не жалкую популистско-экстремистскую копию.

Тем более что методы ультраправых больше не табу: мы слышим их отголоски в заявлениях тележурналистов и «уважаемых» комментаторов, а также некоторых депутатов всех представленных в парламенте партий… СМИ могут сколько угодно бойкотировать «Хриси Авги», а политики призывать людей не голосовать за партию - их ответственность за ее небывалый прорыв поистине огромна. Ведь количество ультраправых и неонацистов в Греции еще никогда не приближалось к 10%...