Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин вернулся домой

Смена президента ничего не изменит

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и планировалось ранее, в понедельник Владимир Путин прибыл в московский Кремль на церемонию инаугурации, и был официально объявлен президентом России. Путин вернулся на должность, которую четыре года назад по тактическим соображениям доверил своему, возможно, самому лояльному соратнику Дмитрию Медведеву.

Как и планировалось ранее, в понедельник Владимир Путин прибыл в московский Кремль на церемонию инаугурации, и был официально объявлен президентом России. Путин вернулся на должность, которую четыре года назад по тактическим соображениям доверил своему, возможно, самому лояльному соратнику Дмитрию Медведеву.

Медведев в ускоренном темпе переберется в кресло руководителя правительства. Вернется туда, откуда пришел, - в свиту Путина. Только на должность, занимающий которую имеет самые большие шансы стать козлом отпущения, если в стране что-то пойдет наперекосяк. От этого мог бы спасти личный союз, который невозможен хотя бы только потому, что обе дочери Путина намного старше единственного сына Медведева. В России у президента почти неограниченная власть, он может увольнять с работы любое должностное лицо, включая главу правительства, даже не объясняя, почему это делается. У Медведева была возможность освободиться от Путина, но он этого не сделал. Путин правильно выбрал коадъютера, или хранителя кресла.

Медведев не разочаровал Путина, но разочаровал значительную часть российского общества, которая ждала от него, в первую очередь, реформирования государственного управления, возврата хотя бы к тому уровню демократии, который был в «лихие» 90-е годы, во времена президента Бориса Ельцина. Реформ в экономике, которые позволили бы России перестать быть энергетическим придатком Европы. Можно, конечно, называть Россию по-другому, - энергетической сверхдержавой,  только это не меняет сути.

Все осталось на уровне благозвучного обсуждения. Кто будет оспаривать, что «свобода лучше несвободы»? А с делами было так себе. Из времени президентства Медведева через годы в памяти общества останется пятидневная война против Грузии, переименование милиции в полицию, отказ от перевода стрелок часов весной и осенью. Что еще? Наверное, то, что именно при нем в части российского общества произошли серьезные качественные изменения, которые проявились в начале зимы, сразу после выборов в Госдуму. На протест против нечестных выборов собралось не несколько сотен привычных представителей профессиональной оппозиции, а несколько десятков тысяч человек.

Да, их требование о роспуске думы и о повторных выборах осталось без последствий, и плакат «Россия без Путина!» можно отложить в сторону, но нет уверенного ответа на вопрос: на какое время? Как говорил первый и единственный президент Советского Союза Михаил Горбачев (он присутствовал на процедуре инаугурации Путина), «процесс пошел».

Не обещающие ничего хорошего для правящей в России «бригады» явления обозначились еще в конце года: оказалось, что «бегство» капитала из страны было рекордно большим - 84 миллиарда долларов.

Этот процесс сильно ускорился, когда 24 сентября было публично объявлено, что Медведев и Путин намерены поменяться местами. Еще ничего не кончилось: в первом квартале этого года из России «ушло» 35 миллиардов долларов. Если деньги бегут из страны, то это никогда не идет на пользу. И изысканная, словно подсмотренная в королевских домах церемония «восхождения на трон» тут ничем не поможет.

Наверное, в России трудновато найти людей, которые выразили бы удовлетворение произошедшим во время президентства Медведева. Однако, как минимум, один такой есть, - Владимир Путин, его доверие Медведев оправдал. Все четыре года в обществе было распространено мнение, что из двух «впряженных в повозку» Путин все же главный. Теперь он такой не только de facto, но и de iure.

Только Россия уже не совсем такая, какую он четыре года назад доверил младшему партнеру. Правящие круги России не видят или не хотят видеть, что стабильность и застой не одно и то же, и «новый» президент самый первый «слепой» среди подобных. Еще нет такого что «верхи не могут», а «низы не хотят», но путь к этому, по всей вероятности, будет продолжен.

Перевод: Лариса Дереча