Официальная российская пропаганда враждебна к балтийским странам, однако есть взаимные комплексы, отмечает в интервью Delfi один из лидеров оппозиции в России Борис Немцов. По его словам, В.Путин мыслит категориями холодной войны и видит в Литве, Латвии и Эстонии американских агентов, но не осмелится напасть на членов ЕС и НАТО.
Для достижения цели – смещения Владимира Путина – российской оппозиции понадобиться много времени, «даже дети рождаются через девять месяцев», но протест должен быть мирным и нужно набраться терпения, отметил от также.
В беседе с Delfi Б.Немцов поделился своими мыслями о процессах, проходящих в России, отношениях российских властей к странам Балтии и другим соседям, политике России в сфере атомной энергетики в Балтийском регионе и общей проблеме отношений нынешнего российского руководства с Западом.
- 3 мая в Вильнюсе была принята резолюция по поводу ситуации, сложившейся на Украине с экс-премьером Украины Юлией Тимошенко. Что Вы думаете по этому поводу?
- Обычно на форумах люди много говорят, но очень мало делают. Обращение к Виктору Януковичу – это очень конкретное действие. У него есть уникальный шанс поправить свой имидж, успешно провести чемпионат Европы по футболу и не сорвать саммит в Ялте. В резолюции мы его не ругали, но сказали, что Ю.Тимошенко в тюрьме и тяжело больна, и, исходя не из политических, а из человеческих соображений, ее надо отправить на лечение в Европу.
Что удивительно и о чем мало знают на Западе, освобождения Ю.Тимошенко требует и Владимир Путин. В.Янукович оказался в совершенной изоляции, его ситуация даже хуже, чем у Александра Лукашенко, который все время маневрирует. У В.Януковича полная изоляция и есть шанс подписать соответствующий указ, который будет позитивно воспринят во всем мире.
- Насколько, по Вашим наблюдениям, россияне настроены на столкновения в ходе грядущего «Марша миллионов»?
- Получать дубиной по голове никому не нравится, мазохистов не так много, но есть довольно много пассионарных людей, готовых, жертвуя собой, бороться за нашу и вашу свободу, которые не боятся путинских омоновцев, равно как и попасть за решетку. Я не сторонник подобного рода действий, но когда власти ведут дело к провокации, задерживают ни в чем не повинных людей и жестоко с ними обращаются, это не должно нас останавливать. Они хотят нас запугать, но у нас нет выбора, мы (оппозиция – прим. Delfi) не хотим эмигрировать из России, мы – патриоты.
- Кто сейчас является лидером российской оппозиции?
- У нас такая фаза развития страны, что нет одного лидера, и, я считаю, это плюс, а не минус. У нас объединенная оппозиция, объединенная программа политических реформ. Мы требуем освобождения политзаключенных, мы требуем провести честные парламентские и президентские выборы, вернуть выборы губернаторов, независимое правосудие и отменить политическую цензуру, существующую у нас в первую очередь на телевидении. Эта программа объединяет очень широкие слои российской оппозиции – от либералов и демократов до националистов и левых. Я считаю, что огромное количество политических групп – это надежда, потому что без политической реформы будущего у России нет, и, кстати, демократическая Россия комфортна не только для русских, но и для соседей России.
- Как бы Вы прокомментировали участие таких людей, как Ксения Собчак в публичном обсуждении политических процессов?
- Ксения долгие годы была абсолютно лояльной по отношению к В.Путину. Ее отец был его руководителем, у них неплохие личные отношения. Ксения умная, и у нее очень хорошая женская интуиция. Мне кажется, что она все делает правильно.
- Если поставить рядом страны Балтии и Россию, какой основной момент различает их по внутреннему содержанию?
- Официальная российская пропаганда достаточно враждебна к балтийским странам, и, я считаю, это плохо. Что касается рядовых граждан России, то они мало знают о том, что происходит в странах Балтии. Информации об этом очень мало. Есть ряд людей, ностальгирующих по империи, но их немного, однако у нас с вами есть взаимные комплексы.
У некоторых в Москве есть комплекс, что мы утратили балтийские страны и там необходимо вернуть наше влияние, что, я считаю, невозможно и глупо. Здешний комплекс заключается в том, что русский медведь придет и своим грязным сапогом уничтожит вашу независимость. Этого никогда не будет, потому что Литва, Латвия и Эстония уже давно члены ЕС и НАТО. Никакого 1939 года не будет, я в этом уверен на тысячу процентов. Даже некоторые наши самые ярые ястребы могут говорить про Украину, Беларусь, но не про балтийские страны.
Что касается проблем, то история прошлого – это наша история, печальная, но история. В Литве огромные проблемы в экономике. Я встречаю многих граждан Литвы в Москве, Лондоне и Париже не потому, что они не любят свою страну, а потому что не могут найти работу и достойно жить. Мне представляется, что главное в повестке дня, в том числе и наших отношений, это вопросы экономического сотрудничества и развития.
Да, в России коррумпированный режим, но, с другой стороны, в экономическом плане Россия очень сильная страна с огромным рынком. Поэтому, мне кажется, что нужно развивать экономические отношения, и тем самым создавать рабочие места и расширять налоговую базу. Это не значит, что нужно закрывать глаза на нарушения прав человека, отсутствие демократии и т.д. Можно делать и то, и другое.
- Как вы прокомментируете милитаризацию Калининградской области?
- Это рудимент холодной войны. В.Путин по-прежнему считает, что главный враг – США, вас он считает американскими агентами, поэтому продолжает борьбу с тенью, хотя на самом деле угроза России исходит совсем не с Запада, а с Юга и Юго-Востока. Я думаю, что это оружие стрелять не будет, нужно быть безумцем, чтобы ругаться с Европой и всем миром и тем более воевать. Это скорее символический жест устрашения.
Что касается противоракетной обороны, которая неразрывно связана с этим решением и уровнем отношений с НАТО, то проблема заключается в отсутствии доверия. Демократия не доверяет диктатуре, а диктатура – демократии. Если бы я был президентом России, у нас была бы совместная система ПРО и никаких войск в Калининградской области бы не было. Но когда люди не доверяют друг другу, то не доверяют во всем, в том числе и в очевидном.
Вопрос, куда и против кого направлены ракеты и системы, не технический и не военный, а вопрос доверия. При уровне недоверия, который сложился, трудно предположить, что в военной сфере можно что-то сделать. Отсюда, кстати, и огромные военные расходы, которые В.Путин планирует на ближайшие несколько лет, – 700 млрд. долларов. С учетом коррупции это не значит, что будут куплены новые виды вооружения, возможно, генералы просто построят себе новые дачи, но цифра сама по себе огромная. Все это делается в ущерб здравоохранению, образованию и т.д. Вечный враг Запад, который нас съест, это абсурд, и это вредит России.
- Ваш взгляд на политику России Балтийском регионе в сфере атомной энергетики?
- Балтийский регион в целом – регион энергодефицитный. В условиях дефицита разработка источников энергии – дело нормальное. Но после Фукусимы, и имея в виду то, что у нас очень закрытая система, люди не могут осуществлять общественный контроль, очень сложна экологическая экспертиза, при диктатуре, где все за семью печатями, заниматься атомной энергетикой очень опасно. Я говорю осторожно, поскольку по образованию я физик и не могу быть против атомной энергетики, но я считаю, что только там, где есть мощные экологические движения, дискуссии и прошли референдумы – только в этом случае стоит развивать столь важную, но опасную сферу энергетики, как атомная.
- Вас сценарий на ближайшее развитие событий в России? Вы говорили об опасности «лукашизации»…
- Есть такая опасность, но очень многое зависит от нас, т.е. от оппозиции. Если мы сохраним градус протеста, если всякое беззаконие будет встречать сопротивление народа, если протест будет мирным и массовым, то никуда он (В.Путин - прим. Delfi) не денется. Он человек беспринципный и глубоко аморальный, ему главное, чтобы были деньги, и чтобы его никто не трогал. Если общество протестует против воровства, беспредела и бесчинств, он отступает.
Прошло несколько акций, и оппозиция появилась на телевидении, стали регистрировать оппозиционные партии. Это реакция на события. Он понимает язык протеста, улицу, массовые акции. Разговоры, уговоры, дискуссии, круглые столы этот человек не понимает. Он не так воспитан.
- Вы говорили, что процесс достижения оппозицией результатов будет не скорым…
- Даже дети рождаются за девять месяцев, а аморальную власть, у которой $500 млрд. в запасе, за пару месяцев на свалку отправить трудно. Я сторонник мирного массового протеста, это требует времени, терпения, но надо быть упрямым, идти к цели, даже если в вас кидают камнем.
- Ваша оценка политики российского руководства в отношении Белоруссии?
- Глупее и затратнее политики не придумаешь. В.Путин пытается купить, задобрить… А.Лукашенко при этом свою лояльность дорого продает, получает огромные деньги, а благодарности за это никакой нет. Мне кажется, что В.Путин ненавидит А.Лукашенко гораздо больше, чем Запад. Во-первых, идет внутривидовая война двух диктаторов. Во-вторых, А.Лукашенко его регулярно переигрывает. В-третьих, В.Путин не имеет никаких рычагов, поэтому бесится, но сделать ничего не может. Их отношения как у кошки с собакой, они ненавидят друг друга, но вынуждены сожительствовать, потому что так сложилось географически и исторически.