Сразу по завершении церемонии инаугурации президент России Владимир Путин изложил новую программу внешней политики России в одном из первых указов, подписанных накануне. Это значит, что указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» был подготовлен ответственно, заранее и не спеша. Хотя ведь мог бы точно так же заранее подготовить указ о социально-экономическом развитии России, что, в принципе, должно больше беспокоить простых россиян, уровень жизни которых ниже даже граждан самого бедного государства Евросоюза, то есть, Греции, который, по сути, признал собственное банкротство. Кроме того, часть российского общества отметила инаугурацию самого Путина в качестве президента России массовыми протестными акциями. Надо же было убедить россиян в том, что новый-старый президент, в отличие от протестной «болотной», думает прежде всего об их благосостоянии. Но нет...
Из чего в общих чертах можно сделать следующие выводы: во-первых, старый-новый президент России в предстоящие годы сделает основной упор на внешнюю политику, по той простой причине, что вряд ли можно добиться быстрых, серьезных, позитивно прорывных результатов в социально-экономическом развитии самой России. Наоборот, внешняя политика будет использована для того, чтобы отвлечь внимание общества от внутренних проблем, притом, как социально-экономического, так политического характера.
Во-вторых, это будет конфронтационная внешняя политика, направленная на постоянное создание образа внешнего врага, а если быть более точным, врагов - как больших, так и мелких. Дело в том, что на позитиве внешней политики невозможно отвлечь внимание общества от внутренних проблем, которые имеют непосредственное отношение к жизни простых граждан. А вот постоянно создавая образ того или иного внешнего врага, а лучше сразу нескольких, и видимость серьезной внешней угрозы, совсем другое дело. Можно на время сплотить большую часть общества вокруг идеи противостояния внешней угрозе.
Тут также попытка манипуляции, скажем так, «генетическим имперским наследием», присущим российскому обществу в целом. Имперское прошлое требует демонстрации «величия России» наступательной внешней политикой. Обращает на себя внимание, что в указе ни разу не упоминается о главном «достижении» правления Дмитрия Медведева, то есть, о «перезагрузке» отношений России и США.
А сейчас перейдем к конкретным положениям этого объемного указа.
Итак, министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти поручается:...
«б) добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твердо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы Устава ООН, которые требуют развивать дружественные отношения между государствами на основе равноправия, уважения их суверенитета и территориальной целостности, главной ответственности Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, расширять вклад Российской Федерации в миротворческие операции ООН;... г) содействовать активизации коллективных международных усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам, включая опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, наркотрафик, организованную преступность, региональные конфликты;».
На первый взгляд ничего угрожающего, особенно если учесть, что Россия предлагает строить межгосударственные отношения на основе равноправия, уважения суверенитета и территориальной целостности, активизировать коллективные усилия по противодействию глобальным вызовам и угрозам, в том числе региональным конфликтам. Однако не совсем так. Ну, во-первых, от последующего текста указа становится ясно, что это просто слова, как бы дань декларируемым всеми, но, к сожалению, не реализуемым на деле, нормам международного права, а во-вторых, то, что В.Путин сходу делает упор на участие России в миротворческих операциях.
Результаты этого миротворчества мы наглядно увидели в 2008 году, на примере Грузии. В отношениях с государствами - участниками Содружества Независимых Государств - В.Путин требует от соответствующих государственных органов, естественно, прежде всего от МИД, «рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации; продолжать активно участвовать в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья; продолжать последовательную работу в интересах урегулирования нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях президента Российской Федерации, президента Соединенных Штатов Америки и президента Французской Республики, сделанных в 2009-2011 годах;
е) активно содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик...».
Начнем с конфликтов, притом, не наших. Во-первых, В.Путин не оставляет ни единого шанса на нормализацию отношений с Грузией. Ведь, по большому счету, чтобы сохранить перспективу нормализации отношений с Грузией Путин мог в своем первом указе не вспомнить об Абхазии и Южной Осетии. Но нет. Он однозначно заявляет, что политика России на международное признание и становление «Республики Абхазия и Республики Южная Осетия» будет последовательно продолжена.
Во-вторых, становится также однозначно ясно, что Россия сделает все возможное, чтобы не допустить урегулирования приднестровского конфликта в Молдове. Вообще этот пункт указа является наглядным примером издевательства как над самой Молдовой, так и над международным правом. Урегулирование конфликта на основе уважения суверенитета, территориальной целостности Республики Молдова «при определении особого статуса Приднестровья», по сути, обусловлено, мягко говоря, согласием официального Кишинева серьезным ограничением государственного суверенитета. От Молдовы требуется сохранение нейтрального статуса, что само по себе является серьезным ограничением суверенитета и его попранием. Притом, этого кроме России, никто не требует, так как подобные условия противоречат международно-правовым нормам, в том числе, установлению равноправных отношений между государствами, к чему в самом начале указа призывает сама Россия.
Становится ясно, что призывы к установлению равноправных отношений обращено прежде всего западным партнерам России и не имеют никакого отношения к постсоветскому пространству, где все должны плясать под дудку Москвы, по крайней мере, так считает новый-старый президент этого государства.
И, наконец, Молдавия уж точно не может согласиться с подобными условиями, особенно с учетом румынского фактора. Таким образом, позиция России в лучшем случае ведет к сохранению существующего статус-кво в приднестровском конфликте, а в худшем к появлению еще одного «признанного» исключительно Россией нового независимого государства на постсоветском пространстве.
В-третьих, Путин не собирается внести какие-либо коррективы в российскую позицию по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, несмотря на провал миротворческой миссии своего предшественника, то есть Д.Медведева. Он просто обозначил факт существования данного конфликта, делая ссылку на заявления глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Новый-старый президент России даже ради дипломатического приличия, как в случае с Молдавией, не вспомнил о необходимости уважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. В Кишиневе теперь хотя бы знают, при каких условиях путинская Россия готова согласиться на формальное сохранение Приднестровья с составе Молдавии. А нам, грубо говоря, ни шиша. Тут, наверное, перечень условий был слишком длинным, - и военно-политическое присутствие в Азербайджане, и отказ официального Баку от реализации транспортно-коммуникационных проектов по транспортировке энергоресурсов Каспийского бассейна в мировые рынки в обход России и так далее.
В-четвертых, Путин «созывает» все государства постсоветского пространства, за исключением Прибалтики, которую Россия все еще считает своей вотчиной, в Таможенный и Евразийский союзы. А строптивым напоминает о существовании ОДКБ, которая после внесенных изменений в устав организация может использовать данный «бренд» почти в любом случае во время реализации «воспитательных мер», прежде всего на постсоветском пространстве. Притом, что не менее важно, эти решения по реализации «воспитательных мер» могут быть приняты уже без формального консенсуса, как это делается в НАТО. В-пятых, В.Путин открытым текстом заявляет, что будет исползовать гуманитарные рычаги для активного вмешательства во внутренние дела сопредельных государств. В сфере международных гуманитарных связей он поручает «...т) проводить активную работу по защите прав человека, противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государств...»
Вообще эта часть указа отличается крайним цинизмом. С одной стороны, Путин заявляет о недопустимости вмешательства Запада во внутренние дела России, под предлогом защиты прав человека. А с другой - открытым текстом заявляет, что по этническому принципу собирается вмешиваться во внутренние дела других государств, притом в данном случае, скорее всего, всех стран постсоветского пространства, под предлогом «защиты прав соотечественников», которые в своем большинстве являются гражданами других государств. Притом в этом случае активно будут использованы в качестве плацдарма многие проправительственные и неправительственные организации, чем-то вроде близнецов наших многих НПО, которые в случае нарушения тех же прав в самой России предпочитают отмалчиваться. Например, когда муниципалитеты ведущих городов России выступили с инициативой о необходимости принятия устава, регламентирующего поведение приезжих.
Российский политолог Алексей Мартынов в статье, опубликованной по горячим следам в ИА Regnum, полностью подтверждает вышеизложенные прогнозы. Он отмечает, что в первые часы после вступления в должность президента России Владимир Путин подписал ряд указов принципиального характера, определяющих рамки приоритетной политики будущего 6-летнего президентского срока.