Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
7 мая Илюмжинов дал интервью Foreign Policy по телефону из Дарамсалы в Индии, где он встречался с Далай-ламой. Он поделился впечатлениями от встречи с Асадом, мыслями о российском президенте Владимире Путине, встрече с пришельцами и своим видением мира, управлять которым, по словам Илюмжинова, должны шахматные гении.

Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов неизменно привлекает внимание СМИ, поскольку его никак нельзя назвать среднестатистическим любителем шахмат. С 1993 по 2010 год он занимал пост президента российской республики Калмыкия и стал известен не только благодаря своим усилиям по превращению этого отдаленного буддистского региона в международную шахматную Мекку, но и своими откровенными рассказами о встрече с инопланетянами, которая, по его словам, произошла в 1997 году. Его также сильно критиковали за автократичное правление бедствующей республикой.
 
После того, как он покинул пост президента Калмыкии, Илюмжинов решил всецело посвятить себя шахматам и без дела не сидел. В 2011 году он встретился и сыграл партию с Муаммаром Каддафи (Muammar al-Qaddafi) - незадолго до того, как ливийский лидер был свергнут. В конце апреля он встречался с опальным сирийским президентом Башаром Асадом (Bashar al-Assad). Он вел себя вполне по-свойски с Биллом Клинтоном (Bill Clinton), Михаилом Горбачевым, Джимми Картером (Jimmy Carter) и другими участниками встречи лауреатов Нобелевской премии, состоявшейся в апреле в Чикаго. 7 мая Илюмжинов дал интервью Foreign Policy по телефону из Дарамсалы в Индии, где он встречался с Далай-ламой. Он поделился впечатлениями от встречи с Асадом, мыслями о российском президенте Владимире Путине, встрече с пришельцами и своим видением мира, управлять которым, по словам Илюмжинова, должны  шахматные гении.

Foreign Policy: О чем вы говорили с Далай-ламой?

Кирсан Илюмжинов: Я встретился с его Святейшеством в его резиденции - мы обсуждали вопросы буддизма и развития буддизма в России. В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию. В то время я занимал пост президента Республики Калмыкия и пригласил его помолиться перед началом строительства нового храма в Элисте. Он помолился, и через 11 месяцев с моей помощью храм был достроен. Теперь это крупнейший буддистский храм в Европе. Далай-лама сказал, что хочет посетить Калмыкию, так как это - крупнейшая буддистская республика в Европе, и мы обсудили возможные даты его приезда.

Кроме того, мы говорили о шахматах. Завтра (восьмого мая), я буду встречаться с главой тибетских школ здесь в Дарамсале и подпишу соглашение о преподавании основ шахматной игры в тибетских школах. Я помогу с шахматными досками и программным обеспечением, и планирую организовать семинары и тренинги.

-  Я слышал, что во время вашей встречи с сирийским президентом Башаром Асадом вы упомянули о возможном визите Далай-ламы и других лауреатов Нобелевской премии мира в Сирию для участия в мирной конференции. Вы говорили с его Святейшеством об этом сегодня?


-  Нет, это мы не обсуждали.

-  Но вы все еще пытаетесь привести лауреатов Нобелевской премии мира в Сирию?


- Да, когда я встречался с президентом Асадом в Дамаске, мы обсуждали ситуацию в Сирии. Он сказал мне, что неукоснительно следует плану мирного урегулирования бывшего Генсека ООН Кофи Аннана (Kofi Annan) и не хочет войны, хочет лишь мира. По его словам, если обе стороны будут действовать в соответствии с этим планом, то мир возможен. Он подтвердил, что идея организовать саммит лауреатов Нобелевской премии мира и других известных людей, борющихся за мир во всем мире, ему нравится. Он также сказал, что очень обеспокоен тем, что многие западные телеканалы и газеты показывают и пишут сюжеты только о силах оппозиции. Он хотел бы, чтобы ситуация освещалась с обеих сторон и заявил, что собирается пригласить не только журналистов, но и борцов за мир. Асад отметил, что шахматы - это хорошее дипломатическое оружие, и оно может быть средством для достижения мира.

- Вы играли с ним в шахматы?


- Нет, во дворце была только очень маленькая шахматная доска. Но он сказал, что любит шахматы и играет в них со времен обучения в Великобритании. Теперь он играет в шахматы на компьютере и поддерживает программу введения шахмат в школах.

- В связи с вашей встречей с Асадом и прошлогодней встречей с Муаммаром Каддафи в Ливии ходят разговоры о том, что вы на самом деле действуете от имени российского правительства. Вы обсуждали эти поездки с Москвой?


-Нет, я независим. Я приехал в Сирию из Чикаго, где участвовал в конференции лауреатов Нобелевской премии мира. Главной целью поездки в Дамаск была встреча с сирийской Национальной федерацией шахмат. Два года назад я встречался с ними, и мы создали программу по введению шахмат в школах, открыли шахматные клубы. Вторая цель – встреча с президентом Сирии. Я не получал ни писем, ни сигналов от российских лидеров, а посетил Сирию как президент ФИДЕ. Я не обсуждал свой визит с российским руководством ни до, ни после поездки. Из Дамаска поехал в Индию для встречи с гроссмейстерами и Далай-ламой.

- Что вы думаете о событиях в Сирии? Насколько объективны СМИ, рассказывая о том, что там происходит?

- Я узнал о ситуации в Сирии из сообщений CNN, BBC и газет, которые я читал в Чикаго. В России журналисты описывают ситуацию с другой стороны. Когда самолет приземлился в Дамаске, я думал, что увижу в здании аэропорта очень нервных людей. Но когда я встретился с членами Национальной шахматной федерации, а по пути в гостиницу мы остановились в ресторане, я увидел множество людей на улице, на рынке, на открытом воздухе - никаких бомб там не было. На следующий день, правда, произошел взрыв у нашей гостиницы. Я остановился в отеле Four Seasons. На пути в шахматный клуб мы стали свидетелями еще одного взрыва, а вечером террористы выпустили несколько снарядов в здание Центрального банка Сирии. Но члены шахматной федерации сказали, что хотят мира, а не гражданской войны. На следующий день я встречался с Асадом. Он был спокоен, вежлив и сдержан. До этого мы виделись в 2005 году, когда он с официальным визитом посещал Москву.  Мы говорили о ФИДЕ и наших турнирах, о шахматах.
Затем он рассказал о ситуации в Сирии и показал мне некоторые документы, связанные с оппозицией, и жуткие фотографии из Хомса. Асад настаивал на том, что придерживается мирного плана Кофи Аннана, и желает, чтобы в стране воцарился мир. Он сказал, что 7-го мая в стране пройдут выборы и будут внесены изменения в конституцию и пройдут настоящие политические реформы. (7 мая в Сирии прошли выборы в парламент, которые были бойкотированы оппозицией). Я не видел крупных столкновений на улицах и чувствовал себя в безопасности.

- Что вы думаете о нынешней политической ситуации в России: Владимир Путин вернул себе кресло президента, а количество протестующих против его правления растет?

- Когда я приехал в Индию и увидел по каналу ВВС столкновения в Москве, я позвонил своим друзьям, и те рассказали, что рядом с Красной площадью идут демонстрации. Но Владимир Путин - сильный политик и сильный президент. Я знаком с ним с 1993 года. Тогда он был заместителем мэра Санкт-Петербурга и возглавлял Комитет по внешним связям в мэрии Анатолия Собчака.

Вероятно, России необходим именно такой сильный президент, так как он знает, что делает. Когда я был президентом Калмыкии, во время его визита он четко определил наши проблемы в области сельского хозяйства и предложил программу по увеличению производства мяса. На посту президента я также входил в состав Государственного совета и имел возможность оценить его как настоящего политика. Он знает, что делает. У него есть ясное представление о том, какой будет Россия, и он старается претворить свои идеи в жизнь.

Я хотел бы встретиться с ним, чтобы сообщить о результатах своего визита в Дарамсалу и поговорить о приглашении Далай-ламы в Россию. Каждый раз в ответ на приглашение Далай-ламы в Калмыкию Министерство иностранных дел Китая просит МИД РФ не выдавать ему визу. Это стало серьезной проблемой для буддистов России. Надеюсь, что Владимир Путин в роли президента не будет возражать против визита Далай-ламы в Россию. В 2004 году он позволил ему это сделать.

- Будучи президентом Калмыкии, вы часто рассказывали о том, что вас посещали пришельцы. Кто-нибудь из российского правительства пытался запретить вам говорить об этом?

- Нет. В сентябре 1997 году, когда я встретился с пришельцами, я сообщил об этом бывшему президенту Борису Ельцину, но ему это не было интересно. Я дал интервью ВВС. С 1997 года никакой реакции не было, если не считать интервью российскому телеканалу, которое я давал 2 года назад. Тогда журналист спросил меня о произошедшем, и я подтвердил, что это случилось в 1997 году.

Когда я был президентом Калмыкии, никто не называл меня сумасшедшим и не говорил, что мне нужно лечиться. В 1997 году я понимал, что, если бы я рассказал о встрече с пришельцами, меня объявили бы сумасшедшим. Но сейчас я говорю об этом открыто и честно. Да, меня критикуют некоторые журналисты, но это же случилось. Я не сумасшедший. Я играю в шахматы. Мой мозг в порядке.

- Если бы вы могли сыграть в шахматы с кем угодно, кто бы это был?


- Я уже сыграл со многими. Я помню, как играл с голливудским актером Стивеном Сигалом (Steven Seagal). Мне также известно, что Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) любит играть в шахматы. Я играл в шахматы с Папой Иоанном Павлом II (John Paul II).

Теперь я буду играть с любым, кто поддерживает шахматы. В прошлом месяце я играл с Горбачевым, который является почетным руководителем нашей программы по введению шахмат в школах. Я хочу увеличить количество шахматистов в мире и довести его до одного миллиарда человек - миллиарда умных людей.

Миллиард человек будут играть в шахматы и смогут продумывать свои действия на несколько шагов вперед. Шахматисту необходимо думать на два, три, четыре хода вперед. Если бы политики, президенты, члены парламентов, министры могли думать на два-три шага вперед, уверен, в мире было бы меньше войн, политических ошибок, меньше этнических и политических конфликтов. Если бы один миллиард человек играл в шахматы, то все больше людей из этого миллиарда становились бы президентами Франции, Сирии, Японии и так далее. В мире совершалось бы меньше ошибок. Так я думаю.