Отношения с Россией всегда были приоритетом для Молдавии. Причин этому много. Это и общее историческое прошлое и общая Великая Победа. Это длительное нахождение в едином народно-хозяйственном комплексе и развитые кооперационные связи. Это общность культур, гуманитарные контакты, человеческие связи и объединяющая роль русского языка. В общем, этот перечень можно продолжать практически до бесконечности.
В бытность вице-премьером и министром экономики для меня было честью возглавить с молдавской стороны межправительственную молдавско-российскую комиссию. С российской стороны ее возглавлял министр правительства России Андреем Фурсенко, интеллигентный и высокопрофессиональный управленец, искренний друг Молдавии. Работа в комиссии, решение проблем налаживания торгово-экономических и гуманитарных связей между Молдовой и Россией, позволили мне хорошо разобраться в этой проблеме.
Общими усилиями мы много сделали для наращивания потенциала развития всесторонних связей между Молдовой и Россией. Рос товарооборот, развивались связи между экономическими агентами, реализовывались совместные экономические проекты.
После ухода нашего правительства в отставку, особенно в период нахождения на посту спикера парламента и врио президента Михая Гимпу, наметился регресс в отношениях между Молдовой и Россией. И как ни печально это признавать, но вина за это полностью ложилась на молдавскую сторону.
После избрания президента Молдавии, в результате чего был выброшен из большой политики Михай Гимпу, который не получил ни один из вожделенных их высших постов, наметился новый поворот в молдавско-российских отношениях. И приезд в нашу страну вице премьера правительства России Дмитрия Рогозина придал им новый импульс. Теперь, у нас есть все основания считать, что после вступления в должность президента России Владимира Путина и назначение на должность премьера правительства Дмитрия Медведева, начнется новый этап в отношениях между двумя странами.
Но если у меня есть уверенность, что со стороны России будут открытость и доброжелательность в отношениях, то пока нет такой уверенности по отношению к руководству Молдавии.
Мы не должны забывать, что в правящем Альянсе есть и откровенно экстремистские, деструктивные силы. И хотя половина дела сделана и Михай Гимпу отстранен от высших должностей, но остается еще решающая роль депутатов от Либеральной партии при голосовании в парламенте. А учитывая тот факт, что партия коммунистов бойкотирует заседания парламента, то цена голосов ЛП резко возрастает, превращая другие партии Альянса в заложники Гимпу и его параноидальных анти-российских политических установок. И этот фактор, пусть и патологический, нельзя не учитывать.
7 апреля у России появился новый президент. Им стал Владимир Путин, который победил на президентских выборах 2012 года, набрав 63,6% голосов. Как известно, еще большее доверие ему оказали российские граждане, живущие в Молдавии – здесь за Путина проголосовали 87,4% избирателей. Каким образом изменится политика России в нашем регионе и конкретно российско-молдавские отношения при новом президенте?
Вряд ли имеет смысл еще раз перечислять, насколько важны для Молдавии взаимоотношения с Россией. Отмечу лишь, что Россия – гарант урегулирования приднестровского конфликта и восстановления территориальной целостности нашей страны. На территории Молдавии проходит российская миротворческая операция. Здесь располагаются российские военные склады, которые Россия должна утилизировать в соответствии со Стамбульскими соглашениями. Сотни тысяч жителей Приднестровского региона Республики Молдавия обладают российским гражданством.
Россия является и важнейшим внешнеполитическим и экономическим партнером нашей страны. Экономика Молдавии коренным образом зависит от российских энергоресурсов, от доступности российского рынка для молдавских товаров и от денежных переводов молдавских трудовых мигрантов, большинство из которых работают в России. Наконец, Россия является главным цементирующим звеном нового, крайне перспективного для Молдавии интеграционного объединения на Евразийском континенте – Таможенного Союза.
И по нашему мнению, появление нового президента в России, не только будет способствовать дальнейшему развитию связей между двумя странами, но и придаст этим отношениям комплексный, системный характер.
Рассмотрим приоритетные направления развития молдавско-российских отношений.
Здесь могла быть единая страна…
В первую очередь нас волнует, как вступление Путина в должность скажется на приднестровском урегулировании, поскольку без урегулирования конфликта и восстановлении территориальной целостности страны говорить о каких-либо перспективах для Молдавии просто бессмысленно. И здесь нам важно отметить, что именно Владимир Путин является последовательным сторонником мирного урегулирования конфликта, интеграции страны и создания единого федеративного Молдавского государства.
Необходимо подчеркнуть степень доверия, которую оба берега Днестра оказывают избранному президенту России, свидетельством чему являются и многочисленные социологические опросы, и результат президентских выборов на участках, открытых на территории Молдавии. Следовательно, мы можем говорить о том, как повлияет избрание Путина на консолидацию широкого молдавского общества (под которым мы понимаем здравомыслящее большинство жителей «большой Молдавии», объединяющей оба берега Днестра).
В контексте приднестровского урегулирования следует рассматривать и вопрос вывода российских войск и вооружений из нашей страны. Вывод российской армии начался в годы президентства Владимира Путина и прекратился в результате срыва подписания Меморандума Козака. Мы помним о том, что 18 марта 2009 года президенты России и Молдавии, в присутствии лидера Приднестровья, договорились о том, что российская миротворческая операция будет переформатирована в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ сразу же по достижении окончательного урегулирования конфликта. Поэтому, чем ближе мы продвинемся к урегулированию, тем скорее Россия выведет свою армию из Молдавии.
Евразийский Союз: закрыта ли дверь для Молдавии?
Решение экономических проблем Молдавии напрямую связано с тем, какими будут взаимоотношения нашей страны с Россией. И здесь важную роль сыграет идея создания Евразийского Союза, выдвинутая Владимиром Путиным в одном из своих выступлений незадолго до президентских выборов. Некоторые шаги высших лиц российского государства подтверждают тот факт, что данная идея уже в ближайшее время начнет реализовываться и все соответствующие процессы уже постепенно запускаются. Например, Сергей Нарышкин, спикер Государственной Думы, во время недавнего визита в Казахстан высказался о необходимости начать подготовку к созданию Евразийского Парламента, как аналога Европаламента.
Как известно, и в Молдавии целый ряд политических сил выступили за присоединение нашей страны к данному интеграционному объединению.
Однако перед тем, как начинать путь к евразийской интеграции Молдавии, необходимо заручиться поддержкой евразийской перспективы страны, по меньшей мере, от одной страны – учредителя Таможенного Союза. Речь идет о трех странах – флагманах евразийской интеграции: России, Белоруссии и Казахстане. Официальные представители, по меньшей мере, одной из этих стран, должны ясно высказаться о том, что двери в Евразийский Союз для Молдавии не закрыты, а также о перспективах Молдавии как потенциального члена этого объединения и о возможных сроках принятия страны в это интеграционное образование.
Именно от того, как власть и оппозиция в Молдавии выстроят отношения с Владимиром Путиным, будет зависеть оглашение Москвой евразийской перспективы для нашей страны. Однако, учитывая твердое настроение Путина двигаться в данном направлении, высокий уровень симпатий к этой идее в нашей стране (по опросам Барометра общественного мнения, более 45% населения страны выбрали бы восточный вектор развития) и исключительную поддержку этой идеи в Приднестровском регионе, следует ожидать, что решение будет положительным.
Фактор Рогозина
Хорошей иллюстрацией к тому, как меняется политика России в регионе, является назначение Дмитрия Рогозина спецпредставителем президента Российской Федерации в Приднестровье и председателем российско-молдавской межправительственной комиссии с российской стороны. Отметим, что впервые в истории наших отношений, ответственным за молдавское и приднестровское направление определен человек в ранге вице-премьера российского правительства, что говорит о важности, которую Россия уделяет нашему региону.
Недавний визит Рогозина в нашу страну и заявления, сделанные им, породили всевозможные толкования. Понятно, что и это назначение, и заявления, сделанные российским вице-премьером в Кишиневе и Тирасполе, не могли не быть согласованы с российским руководством. Можно сказать, что устами Рогозина говорило руководство России.
Дмитрий Рогозин впервые из российских политиков открыто высказался по вопросу румынизации Молдавии. До этого российские гости предпочитали эту тему деликатно обходить. И признаться, мне стало стыдно за политику своей страну и за свое правительство, что такие очевидные для любого молдаванина прописные истины нам вынужден объяснять российский гость: нельзя отказываться от своей страны, от своего национального имени, от своего языка и от своей истории. Я первый готов подписаться под этими словами.
В ходе брифинга по итогам встречи с лидером Приднестровья Евгением Шевчуком российский вице-премьер вновь (в который раз!) подтвердил приверженность России принципу территориальной целостности Республики Молдавия. Разумеется, с той оговоркой, что Молдавия останется независимой и нейтральной страной. Если суммировать все заявления, сделанные Дмитрием Рогозиным в Тирасполе, их суть сводится к тому, что ключ от приднестровского урегулирования лежит здесь, в Кишиневе.
Урегулирование проблемы Приднестровья
Хотя я уже коснулся чуть выше этого вопроса, хочу отметить некоторые важные нюансы. Сегодня ситуация складывается так, что урегулирование проблемы Приднестровья не кажется несбыточной. Но только от нас зависит, будет ли Молдавия привлекательной страной для жителей Приднестровья. Только от нас зависит, сумеем ли мы здесь, на правом берегу, построить полиэтничное общество с процветающей экономикой, где не будет питательной среды для сепаратизма. Только в наших силах предложить приднестровцам приемлемую модель единого федеративного государства – единственной реально существующей модели урегулирования конфликта.
Партия социалистов уже заявила, что выступает за возобновление диалога о воссоздании общего федеративного государства в границах бывшей Молдавской ССР. Для этого, на наш взгляд, необходимо восстановить в полном объеме действие Московского Меморандума 1997 года, а также всех соглашений, ранее подписанных между двумя берегами Днестра.
Необходимо отменить закон 2005 года «Об основных принципах особого правового статуса левобережных районов Днестра Республики Молдавия». Это будет сигналом для Тирасполя к тому, что отныне Молдавия будет определять свое будущее и статус Приднестровья только вместе с приднестровцами.
Молдавия должна предпринять ряд шагов, направленных навстречу Приднестровью с целью создания единого гражданского общества по оба берега Днестра. Например, одним из важнейших шагов, который должен быть предпринят, как бы это парадоксально ни звучало, это - Молдавиинизация Молдавии. Он означает возвращение в официальные учреждения и на телеканалы официального наименования «молдавский язык» (как это записано в Конституции Молдавии) и введение в молдавских школах предметов «Молдавский язык» и «История Молдавии».
Только от нас зависит, сможем ли мы во имя объединения страны обуздать панрумынские устремления некоторых членов правящего Альянса, отказаться от авантюр с празднованием «200-летия российской оккупации» и избавить нашу столицу от «камней», раскалывающих наше общество, или мы сами доведем ситуацию до того, что Россия просто не сможет убедить приднестровцев в необходимости строить вместе с нами общую страну.
Мяч на нашей половине поля. Надо перестать плевать в колодец, откуда пьет вся наша страна – наши аграрии, наши виноделы, наши трудовые мигранты, да и все мы – потребители газа, электричества и отопления. Понять, что, чем больше у нас будут воевать с памятниками либо плясать на нашей общей беде о депортациях (а больше всего в ходе сталинских репрессий пострадало россиян), тем больнее это ударит по всем нам. Нужно осознать, что в Приднестровье подавляющее большинство населения ассоциирует себя с Россией, нравится это кому-то из нас или нет. И если мы хотим объединить страну, это можно сделать только вместе с Россией.
Совместные инвестиционные проекты
Важное место в молдавско-российских отношениях занимают совместные инвестиционные проекты. В первую очередь это касается совместных проектов в области энергетики. Экономика Молдавии полностью зависит от цены на российский газ. Присоединение Молдавии к европейскому «третьему энергетическому пакету» представляет красивую сказку о снижении цен для конечных потребителей в каком-то отдаленном будущем.
Но дешевый газ, электричество и отопление нужны молдавским гражданам не завтра и не послезавтра, а сегодня. В интересах Молдавии, ее экономики и ее граждан выйти из переговоров по присоединению к «третьему энергетическому пакету» ЕС и начать консультации с руководством России по созданию совместных российско-молдавских предприятий в области энергетики, с целью снижения цены за газ для Молдавии.
Важно начать переговоры о сельском хозяйстве. Земля и трудящиеся на ней люди были главным богатством Молдавии во все времена. Однако молдавским сельским производителям нужны рынки сбыта, без которых молдавский аграрный комплекс становится нерентабельным. Нам необходим российский рынок сбыта для молдавской продукции и приемлемые условия для работы экономических агентов молдавских предприятий. Эти проблемы поможет решить вступление Молдавии в Евразийский Союз. Однако уже сегодня можно запустить многие инвестиционные проекты в области молдавского агропромышленного комплекса.
Необходимы российские инвестиции и для восстановления промышленного комплекса Молдавии, который был создан в советский период нашей истории при активном содействии России и других братских республик бывшего СССР. Причем речь должна идти не только о предприятиях пищевой и легкой промышленности, но и о предприятиях в областях высоких технологий. В этой связи нам хотелось бы привлечь российские инвестиции к созданию вблизи Кишинева инновационного центра («молдавского Сколково»), подобно тому, как в 80-е годы, при поддержке Москвы осуществлялось строительство компьютерного завода вблизи Кишинева - проект, бездарно похороненный властями независимой Молдавии в начале 90-х годов.
При этом Партия социалистов Республики Молдавия будет настаивать на отмене закона «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципия Бендеры» от 2004 года, а также поправки от 2004 года к закону о приватизации от 1991 года, в соответствии с которой государство не гарантирует право собственности на расположенные в Приднестровье объекты, которые были приватизированы «без согласования в установленном порядке с правительством РМ». Отметим, что оба эти постановления были приняты, когда ПКРМ составляла в парламенте большинство.
Сотрудничество в гуманитарной сфере
Также одним из приоритетных направлений нам представляется сотрудничество с Россией в гуманитарной сфере. И это сотрудничество уже успешно осуществляется: об этом говорят недавние совместные празднования 650-летия Молдавской государственности, 70-летия создания Молдавской ССР, 300-летие Луцкого договора и 200-летие Бухарестского мира. Расширяется совместное сотрудничество во всех областях науки и культуры.
Не менее важным мы считаем развитие связей с Русской Православной Церковью. Наиболее значительным событием в культурной жизни нашей страны прошлого года стал визит в нашу страну Святейшего Патриарха Кирилла в нашу страну. В следующем году мы отметим 200-летний юбилей Молдавской митрополии, которая входит в Московский Патриархат, и мы с такой же радостью будем ждать визита нашего Предстоятеля.
Наиболее перспективным развитием российско-молдавских культурных связей нам представляются совместные проекты в области кинематографа. Мы видим, с каким вниманием российский кинематограф относится к теме российско-украинских отношений. Только за последние годы этой теме был посвящен целый ряд кинолент: «Тарас Бульба», «Мы из будущего – 2» и другие фильмы, собравшие немалую зрительскую аудиторию.
На наш взгляд, российский и молдавский кинематографы должны вернуться к теме нашей совместной истории: здесь и отношения Ивана III со Штефаном Великим, и личность Елены Волошанки, и малоизвестная миссия митрополита Гедеона в Москву в 1656 году, и Луцкий договор между Петром Великим и Дмитрием Кантемиром, и русско-турецкие войны, и пребывание Пушкина в Кишиневе, и военный парад 1877 года в Кишиневе, который принимал Император Александр II, и Ясско-Кишиневская операция, и многие другие великие события.
Следует уделить отдельное внимание сотрудничеству в сфере образования. Мы знаем, какие средства вкладывает Румыния в то, чтобы сменить культурную матрицу молодого поколения молдаван: тысячи именных стипендий, тонны учебной литературы откровенно пропагандистского характера в молдавские школы. Зачастую мы сталкиваемся с возмутительными попытками фальсификации истории в угоду геополитическим и реваншистским интересам.
Мы не хотим, чтобы кто-то, в том числе Россия, организовывала ответную пропаганду, уже в свою пользу. Мы хотим объективного взгляда на нашу историю, язык, культуру, веру, взаимоотношения с соседями. Партия социалистов Республики Молдовы выступает с инициативой открытия Российско-молдавского университета, который стал бы поистине передовым центром образования и науки в Молдавии.
Это лишь малая часть всех проектов, реализации которых мы ожидаем с возвращением Владимира Путина в Кремль. Но если хоть малая часть из всего перечисленного будет реализована – это уже даст всем нам повод говорить о реальном успехе в укреплении российско-молдавских отношений. Хочется верить, что именно так и будет.
Мы – братские народы, обладающие длительной общей историей, общей культурой, верой, общими интересами на международной арене и в сфере экономики. Нас связывает друг с другом несравнимо больше, чем разъединяет. И нас не удастся разделить никакими границами.
Додон Игорь, председатель партии социалистов, депутат парламента РМ