Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В гражданской войне победителей нет

© Фото : Википедия, SaeimaЛатвийский политик Андрис Берзиньш
Латвийский политик Андрис Берзиньш
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В день 67-й годовщины окончания Второй мировой в Европе президент Андрис Берзиньш выступил с инициативой использовать эту дату для консолидации латвийского общества. Что бы это значило?

В день 67-й годовщины окончания Второй мировой в Европе президент Андрис Берзиньш выступил с инициативой использовать эту дату для консолидации латвийского общества. Что бы это значило?

В ходе церемонии на Братском кладбище глава страны лично пожал руки и обратился с теплыми словами к красноармейцам 130-го ЛСК. Ранее в призыве к ветеранам Второй мировой, сражавшимся по разные стороны фронта, президент призвал всех латвийцев использовать эту дату на благо общественного примирения.

Ну и как все это прикажете понимать? Как заигрывание для заокеанского «обкома» с ветеранами антигитлеровской коалиции, за которым последуют два шага назад - очередной окрик в адрес «оккупантов» и их потомков и похвалы Национальному блоку? Или реальное начало долгожданной консолидации латвийского общества по проклятым вопросам истории?

Если второе, то президенту предстоит пройти долгий и тернистый путь, прежде чем наше общее трагическое прошлое перестанет быть зажигательной смесью для политических манипуляций и поступит в распоряжение беспристрастных историков. И прежде всего в академических исследованиях, школьных учебниках и общественном сознании латвийцев, следовало бы утвердить тот очевидный факт, что для Латвии Вторая мировая была не только «разборками двух преступных режимов на нашей территории», но гражданской войной, разделившей почти пополам латвийский народ. А на гражданской, как известно, победителей не бывает.

Тут единственный выход, не снимая вины за преступления против человечности, наложить мораторий на любые попытки реванша и шельмования той или иной части латвийского общества. Так, в Испании после падения режима Франко в 1977-м был заключен пакт Монклоа, обеспечивший сотрудничество бывших оппонентов при авторитарном режиме по развитию экономики страны на основе примирения с общей трагической историей.

Если Андрису Берзиньшу все это удастся, он, несомненно, станет одним из величайших президентов в латвийской истории. Вроде пока все получается. 8 мая на Братском кладбище, кроме организованных ветеранов Красной армии, были замечены и несколько легионеров...