В прошлом году одна из немецких газет окрестила этих людей «детьми Маркса и “Майкрософта”», а многие профессиональные политики презрительно называли их сумасшедшими и любителями халявы.
Однако сейчас, спустя восемь месяцев, пираты представлены в трех германских земельных парламентах, и в воскресенье, вероятно, войдут в четвертый. На национальном уровне их поддерживают 14 % населения.
Небольшая и молодая Пиратская партия заставила политический истеблишмент проснуться и обратить на себя внимание.
Аналитики частично относят успех пиратов на счет чувства отчуждения, которое многие избиратели испытывают в отношении традиционных левоцентристских и правоцентристских партий.
«Сейчас люди проецируют на эту партию свои надежды», - отмечает политолог-исследователь из эрлангенского Университета имени Фридриха Александра Штефан Клетча (Stephan Kletcha).
В сентябре пираты получили 15 мест в Берлинском сенате. Эта беспрецедентная победа стала неожиданностью даже для членов партии, однако она вдохновила их, и в марте они во главе с 22-летней бывшей готической фотомоделью Ясмин Маурер (Jasmin Maurer) прошли в парламент западной земли Саар.
6 мая избиратели северогерманской земли Шлезвиг-Гольштейн предоставили пиратам шесть парламентских мест.
Судя по данным опросов, на предстоящих в воскресенье выборах в законодательный орган самой многолюдной земли Германии – Северного Рейна-Вестфалии - пиратов ждет новый успех.
Теперь некоторые из «джентльменов удачи» присматриваются к реальной власти, которую дает участие в коалиционных правительствах земель.
«Мы, определенно, готовы, - утверждает Андреас Баум (Andreas Baum), лидер фракции пиратов в берлинском земельном парламенте, ставший в сентябре одним из первых депутатом от партии. – Однако факт в том, что многие партии не хотят вступать с нами в коалицию».
Г-н Баум, бывший техник по обслуживанию телекоммуникационных систем, говорит, что он уже привык к новой работе, но политики из традиционных партий по-прежнему вызывают у него «отчуждение».
Именно это отчуждение от политиков, по его мнению, помогает пиратам привлекать разочарованных избирателей, ранее голосовавших за самые разные партии, не только левой направленности.
Пиратская партия, которую зачастую критикуют за отсутствие детально проработанной политики, была создана в 2006 году. Она привлекает к себе сторонников германской ветви движения Occupy – и не только их – предложениями по низовой, основанной на интернет технологиях демократии.
Партийные лидеры считают, что средства коммуникации не менее важны, чем сами сообщения. В рамках созданной партией интернет-платформы Liquid Feedback пираты предлагают новые политические меры и редактируют предложенные. Если 10% всех пользователей платформы соглашаются с конкретным предложением, члены партии ставят на голосование вопрос о том, чтобы включить его в партийную политику.
Партия еще не завершила разработку своей национальной программы. У нее пока мало предложений по внешней политике. Ключевые вопросы, на которые она делает упор, - это легализация наркотиков, снижение государственного надзора над цифровой революцией и установление национального минимального уровня дохода.
По мнению аналитиков, недостаток у партии «правильного» декорума полностью отвечает недостатку у нее последовательной политики. Тем не менее, многих впервые голосующих избирателей привлекает именно любительский и молодежный имидж пиратов.
Дресс-код на недавней встрече депутатов от Пиратской партии в Берлинской ратуше можно назвать «подчеркнутой неряшливостью». Полные пиратские активисты были практически поголовно облачены в черные футболки и плохо сидящие джинсы. У многих были компьютеры Apple.
«Во многом их популярность основана на медиа-эффекте, - считает г-н Клетча – Сейчас задача пиратов заключается в том, чтобы удержать избирателей, голосующих за них ради эксперимента».
Однако, возможно, для начала партии придется решать, чего она хочет – получить места в парламенте или сперва добиться трансформации общества. Утопическое крыло пиратов подобно «зеленым» 1980-х годов – некогда радикальным левым, превратившимся в умеренную либеральную партию и сейчас вытесняемым Пиратской партией, - стремится к новому политическому порядку.
«Я хотел бы, чтобы мы пришли к новой политической системе, в которой [законодатели] будут голосовать, руководствуясь совестью, а не партийной политикой, - говорит администратор Liquid Feedback Даниэль Швайгхофер (Daniel Schweighofer), признающий, что частично он сохраняет свои старые анархические идеалы. – Пиратская партия сама по себе не важна. Главное – это наши цели».