Большой минус
Учитывая то обстоятельство, что вакуум лидерства может создавать самые разные формы переполоха и беспорядков, мы должны также рассмотреть сценарий с неизвестными, который грозит нарушением мирового порядка иного рода. Что если "Большой ноль" создаст проблемы, дискредитирующие правительства, разрушающие их авторитет, а также заставляющие граждан наиболее пострадавших от этого стран искать альтернативу государственному управлению?
Возьмем сегодняшний Китай, который нуждается в амбициозных и долгосрочных экономических и социальных реформах. Его правительство будет осуществлять эти изменения как раз в тот момент, когда "Большой ноль" начнет неожиданно сотрясать систему. Если Пекин не справится с общественными волнениями, которые возникнут в результате этих потрясения, если он не сумеет остановить поднимающуюся волну экологических катастроф и бедствий, если рост затрат на рабочую силу заставит многие компании переместить свое производство в соседние страны, если из-за серьезных рыночных потрясений в Европе и США десятки миллионов китайцев окажутся без работы, если возмущение общества коррупцией выплеснется в интернет, если попытки государства подавить крупные демонстрации встретят сопротивление, которое будет координироваться через современные средства связи, то мы сможем стать свидетелями фундаментальных перемен в государственном управлении Китая. И для таких перемен крах государства или революция могут не понадобиться. Если местные чиновники посчитают, что им можно игнорировать указания Пекина, то китайскому центральному правительству придется активно решать внутренние проблемы, и играть важную роль на международной арене ему будет некогда.
Читайте также: Брикс и строительство нового мира
Есть также кошмарный сценарий для Европы. Если долговое бремя лишит ключевые европейские государства крупных ассигнований, они могут оказаться без тех финансовых средств, при помощи которых создается, а затем проводится в жизнь политика. Местные руководители могут приступить к узурпации власти, что приведет к ее ослаблению в таких странах как Италия и Франция. Развал усугубит возрождение сепаратистских движений в Британии, Бельгии и Испании.
Что если такая тенденция затем распространится на регионы, где границы на протяжении истории проводили чужие страны? Государства Кавказа и Центральной Азии называют Косово прецедентом, на основе которого небольшие этнические государства смогут провозглашать свою независимость. Бывшие европейские колонии в Африке, в том числе, крупные, обладающие большими ресурсами страны, такие как Нигерия и Демократическая Республика Конго, будут сталкиваться с огромными внутренними нагрузками, так как местные власти уже сегодня требуют большего контроля над полезными ископаемыми, которые добываются на "их" территории.
Сегодня у России сильная центральная власть, но ее легитимность зиждется в основном на одном человеке, Владимире Путине. Это страна, занимающая седьмую часть земной суши, там расположены 89 регионов, проживают 170 этнических групп, имеются десятки языков меньшинств. Иными словами, там постоянно присутствует опасность дробления. История Российской Империи, а затем Советского Союза это история меняющихся границ. Если ее нефть и газ утратят свою ценность, а российское государство и его деловое сообщество к тому времени не успеют диверсифицировать экономику страны, то правительство в один из дней может столкнуться со слишком большим количеством внутренних угроз, и ему будет некогда властвовать над соседями.
Также по теме: Россия слезает с нефтяной и газовой иглы. Изменится ли она?
Таким образом, если оказавшаяся без руля и ветрил эпоха "Большого нуля" создаст глобальные проблемы, которые дадут метастазы и породят тысячи чрезвычайных ситуаций местного масштаба, то огромные куски важных стран могут оказаться без руководства - или неуправляемыми. А в итоге получится так, что каким бы ни был глобальный баланс сил, самые мощные государства мира будут вынуждены заниматься только урегулированием внутренних кризисов.
Назовем такой сценарий "Большим минусом". В нем ослабление лидерства и дробление власти в отдельных странах создает условия для сценария "Большого нуля" внутри некоторых наиболее крупных мировых экономик. И хотя есть люди, просто ненавидящие власть, такой сценарий кажется самым скверным из числа всех остальных.