В последнее время руководители украинского государства все чаще стали употреблять слово «унижение». Так, премьер-министр Николай Азаров 7 мая, встречаясь с ветеранами, пожаловался: «Нам сейчас говорят «бойкот Евро». Это нормально? Как к этому относиться? Кого они хотят унизить? Хотят нас унизить, весь наш народ, нашу страну хотят унизить?». А на днях во время визита в Донецк похожим образом высказался и президент Украины Виктор Янукович: «Очень важно, чтобы нас не унижали», — сказал он, общаясь с журналистами относительно позиции международного сообщества по делу Тимошенко. Конечно, позиция власти предусматривает наличие чувства собственного достоинства и здорового государственнического самолюбия. Однако возникает вопрос: что считать унижением? Не унижает ли глав государства уровень коррупции в стране, их собственные оффшоры, демографический кризис, состояние экологии, разрушенное правосудие, своеволие на всех уровнях управления и сползание страны в криминал?
С вопросом: «Что унижает Украину и вас как ее граждан?» — «День» обратился к украинцам.
Айдер Эмиров, директор Благотворительного фонда им. Чобан-заде:
— Я гражданин свой страны с чувством ответственности за все, поэтому то, что унижает страну, унижает и меня как человека и как гражданина. Унизительнее всего то, что класс власти, в руках которого за последние 20 лет оказались просто несметные богатства страны, ранее принадлежавшие всему народу, использовал свою власть в эти два десятилетия не для того, чтобы улучшить положение народа, а чтобы присвоить себе все его имущество. Унижает, я думаю, каждого их равнодушие, высокомерное пренебрежение к человеку, к населению — я хотел бы сказать народу, но ведь в их глазах мы население! Обогатившись за наш счет, они не стремятся вывести страну на какие-то передовые позиции, страна им нужна только как объект власти, как источник дальнейшего обогащения. Они не стремятся внедрить в нашу жизнь что-нибудь новое, прогрессивное. Зачем? Когда народ забит и находится постоянно в условиях выживания — им легче и проще обогащаться за его счет. Именно отсюда вытекает все остальное: и отсутствие демократии, то есть желания посоветоваться с народом, и отсутствие реформ, и видимость заботы об экономике, и низкий уровень политики, и ущербная правовая система, и законы, не отвечающие мировым стандартам, и преследование инакомыслящих, и судебные репрессии против своих политических оппонентов, и изоляция на международной арене, и торможение в развитии институтов гражданского общества. Украину как страну и меня лично как человека унижает наша власть, для которой народ — ничто, только электорат, голосование которого можно сфальсифицировать, только источник личного обогащения. Такая власть не может существовать вечно, а народ такое унизительное положение также не сможет долго терпеть.
Николай Гордиченко, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Днепропетровской консерватории им. М.Глинки:
— Больше всего украинский народ унижает его неспособность к самоорганизации. У него отсутствует стремление к объединению, сплочению и решению своих проблем без участия государства и чиновников. Эта неспособность ощущается повсюду и на всех уровнях. Наши люди способны вместе выпить и поиграть в домино, но не способны поддерживать порядок в подъезде и во дворе. На предприятиях отсутствует настоящее профсоюзное движение — его имитирует бюрократия, а профсоюзные собрания в трудовых коллективах проходят формально. Люди, которые на них присутствуют, спешат поскорее разойтись по домам, и не желают решать свои проблемы по существу. Практически то же самое происходит и на сельских сходах. Поднять наш народ на свершения очень трудно, а когда это случается, то этот импульс длится очень недолго. Эта инертность украинцев давно замечена иностранцами. Хотя так было не всегда. Если взять казацкие села, которые делились на сотни, то в них многое решалось самоуправлением. Люди сами решали вопросы сбора налогов, выполнения общественных работ, делили покосы и пастбища, содержали школы и больницы, сельских учителей и лекарей. На мой взгляд, все зачатки самоуправления были уничтожены в советский период, когда его подменила партийная организация во главе с партийным секретарем. Парторганизации проводили в жизнь волю вышестоящих инстанций, а инициативных людей изолировали или просто уничтожали. Даже во время войны эта система в целом была сохранена немецкими оккупантами, с той только разницей, что вместо коммунистов действовали их ставленники. Однако самое интересное заключается в том, что и сейчас самоорганизация нашего народа остается почти на нулевом уровне. Дееспособные профсоюзы не нужны частным собственникам предприятий, потому что так удобней эксплуатировать рабочую силу. В политической жизни страны роль общественных организаций остается символической. Развитие местного самоуправления не идет дальше разговоров — ситуация держится под контролем исполнительной власти и подчиненных ей силовых органов. Само экономическое положение в стране не способствует образованию среднего класса, который самостоятельно зарабатывает себе на жизнь и не зависит от государственного бюджета и крупных работодателей. Однако если мы хотим жить по европейским стандартам, то нам прежде всего следует научиться самоуправлению. В Европе движение к демократии и благосостоянию начиналось с создания кооперативов, касс взаимопомощи, профсоюзов, организацией которых нередко занималась церковь. Этот путь так или иначе придется проделать и нам, но пока мы, к сожалению, ощущаем коллективное и унизительное бессилие.
Дмитрий Ткачук, председатель Житомирской областной ячейки политической партии «Демократический альянс»:
— По этому вопросу могу выразить не только свое мнение или догадку, а представить конкретную подтвержденную позицию европейского сообщества. Общественная организация «Демократический альянс», недавно ставшая политической партией, коммуницируя с представителями Европейской народной партии, получила письмо о том, что 12 мая в г. Лиссабон (Португалия) во время съезда председателей молодежных политических организаций Европы, входящих в состав «Молодежи Европейской народной партии» (YEPP), была принята резолюция «В поддержку свободной и демократической Украины». Молодые европейские политики акцентировали внимание на сворачивании демократических процессов в Украине, повышении уровня коррупции, зависимости и предубежденности украинской судебной ветви власти. В своей резолюции «Молодежь Европейской народной партии» (YEPP) поддержала политическую борьбу «Демократического альянса» против политических преследований, направленных на создание условий для невозможности участия партии в политических процессах страны, и призвала Европейский Союз и государства, являющиеся его членами, к решительным действиям относительно предотвращения недемократического и незаконного уничтожения украинских демократических оппозиционных партий. Говоря другими словами, цивилизованные политики шокированы действиями украинской власти, ее инструментами во «взаимодействии с народом» и публичными заявлениями нашей «элиты».
В первую очередь настораживает обособленность власти от ее народа, непрофессионализм и высокий уровень коррупции, господствующей в каждой сфере жизни украинцев. Люди, которые сейчас говорят с высоких трибун, не владеют проблемами рядового гражданина, ведь человек, живущий в загородном имении, не знает, что такое жизнь без отключения воды, без повышения цен на отопление или проезд за 2 гривни 50 копеек в маршрутном транспорте в час пик. Они играют в свои бизнесово-политические игры, приукрашивая это словами об интересах Украины. Невозможно изменить экономическую ситуацию в стране, когда на каждом шагу нас окружает коррупция. Особенно поражает ее уровень именно на высших ступенях власти: чем более полномочный орган, чем более «политически защищенные» лица его возглавляют, тем нахальнее уровень злоупотреблений и краж государственных средств — средств граждан Украины. Все эти факторы влияют как на уровень жизни украинцев, так и на ее международный имидж. Это меня унижает.
Николай Лазарович, докторант Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационной деятельности и украиноведения Тернопольского национального экономического университета, заслуженный работник образования Украины:
— Что касается бойкота Евро-2012 в Украине, то я бы хотел таки различить — это бойкот не Украины, не украинского народа, а нынешней, я бы даже сказал, криминально-преступной власти, устанавливающей свою диктатуру. Запад бойкотирует Януковича и, соответственно, его власть. Поэтому здесь знак равенства я бы не ставил. И унижает Украину не Запад, а власть Януковича, которая делает из украинцев просто статистов. Я боюсь, что такими статистами украинцы будут и на будущих выборах. Это также унижает и меня как украинца. Власть не только старается сконцентрировать в своих руках все рычаги влияния, но и уничтожить все то, что является выразителем украинства, и мне кажется, что такая власть не имеет права на существование. И каждый нормальный, здравомыслящий человек должен понимать, что любое давление на эту власть — это помощь нам, украинцам, потому что мы, как оказалось, обессилены в этой борьбе. То безразличие, которое нас охватило, конечно, имеет причины. В частности, они в том, как лидеры помаранчевой революции распорядились всенародным восторгом. И, как бы это ни звучало, мы только можем поддерживать Европу в давлении на сегодняшнюю власть в Украине и думаю, что оно должно быть еще крепче и «бить» по ее интересам.
Иосиф Лось, профессор, заведующий кафедрой зарубежной прессы и информации Львовского национального университета имени Ивана Франко:
— Меня унижает то, что те, кто руководит страной, унижают, эксплуатируют украинцев, натравливают их друг на друга. Но это понятные вещи. Другой момент заключается в том, что никто — ни на Западе, ни на Востоке — не заинтересован в том, чтобы Украина достигла успехов, чтобы в духовном или в экономическом плане попала в число передовых стран. Мне еще в 1991 г. в Берлине говорили, что Украина может накормить всю Европу. Мы являемся прямыми конкурентами многих стран, потому нас всегда будут блокировать.
Но больше всего меня унижает наше отношение к самим себе. Мы до сих пор не можем распрямиться ни духовно, ни экономически. Нам вбили в головы, что мы аутсайдеры, и мы никак не сможем избавиться от этой мысли. Поэтому мы должны адаптировать сознание. Никогда, ни в какой сфере бытия украинцы не были аутсайдерами, и наша история должна стать почвой нашей уверенности. Посмотрите: все империи пали, но мы остались. И я верю, что ХХІ век — наш век, вообще — славянский век.
Поэтому акцентирую на трех базовых потребностях: мы должны вспомнить себя, поверить в себя, быть собой. Наша элита должна постоянно работать в этом направлении, поэтому мне чрезвычайно нравится то, что газета «День» неизменно затрагивает эти вопросы.
Знаете, во времена коммунизма мы пережили лобовую идеологическую атаку, а теперь вынуждены противостоять атаке скрытой. Неолиберализм — это идеология, отрекшаяся от Бога, духовности. Она признает только выгоду, потому я называю ее коммерчески-манипуляционной цивилизацией. Игры, разговоры о демократии — это не демократия, это словеса. Но мы являемся наследниками колоссальной культуры. Поэтому должны искать основу в себе. Если Провидение оставило нас в истории — значит, мы имеем какую-то высокую цель.
Илья Кононов, заведующий кафедрой философии и социологии Луганского госпедуниверситета, кандидат философских наук, доцент:
— Меня унижает неадекватный менеджмент в нашей стране, управление на всех уровнях. К сожалению, это системная болезнь. Управление совершается в интересах очень высоких кругов, а не большинства населения. Чтобы с этим покончить, нужно давить через гражданское общество. Угрозы для нашей страны прежде всего внутренние, со всеми остальными она полностью справилась бы.
Юрий Прокопчук, актер Черкасского академического музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко:
— Украину унижает путинская Россия, донецкая банда, леность жителей. А меня лично ничего не унижает и — никто. Я никому не позволяю это делать.