Может показаться, что на этой неделе прошла инаугурация лишь одного президента: первого со времен Миттерана социалистического главы государства, попавшего под ливень в своем кабриолете, а также - под удар молнии в самолете по пути в Берлин. На самом деле, президентов было двое. За день до этого Владимир Путин прошел по позолоченным палатам Кремля, чтобы принять президентский знак от своего предшественника, Дмитрия Медведева, и принести присягу в третий раз.
Одна из причин того, что новый российский президент получил столь незначительное внимание за рубежом, конечно, - всеобъемлющий кризис евро. Но есть и другое объяснение: Путин III ничем не будет отличаться от Путиных I и II, и его возвращение в Кремль отбросит Россию на десять лет назад. Такое убеждение – неотъемлемая часть мифа, согласно которому в России никогда ничего не меняется, а если и меняется – тут нужно тяжело вздохнуть – то к худшему.
Последовавшее сразу за инаугурацией объявление о том, что Путин не поедет на саммит «Большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде было воспринято как «пренебрежение» по отношению к принимающей стороне, президенту Обаме, и уже и без того угасающей «перезагрузке» в российско-американских отношениях. Поговаривали, что «плохой мальчик» Путин устроил антизападную истерику и начал свое правление именно так, как планировал. На самом деле Путин отправляет в Кэмп-Дэвид Медведева (который до прошлой недели был российским президентом, а теперь является премьер-министром страны) потому, что Медведев более общителен на подобных мероприятиях, и потому, что Обама отказался от поездки на саммит АТЭС во Владивостоке (кстати, этот факт был по большей части проигнорирован) - а это уж совсем неблагоразумно, учитывая предвыборные обязательства. Забыли и о том, что и Путин, и Обама приедут на саммит «Большой двадцатки» в Мексике, а это, между прочим, ясно свидетельствует о настоящих приоритетах обоих лидеров и должно опровергнуть мнение, что Путин встает на антизападные позиции.
Путин III вряд ли повторит Путина I и II, и на то есть причины, которые не связаны с мировоззрением вернувшегося президента, но имеют прямое отношение к процессу перемен в России, которые, несомненно, будут все больше выходить из-под его контроля.
Волна неодобрения, которой было встречено осеннее решение Путина снова баллотироваться на пост президента, а также протесты, последовавшие за думскими выборами в декабре, показали в большую политику вовлекается новое поколение и новый класс образованных людей. Действуя не очень решительно и, возможно (по мнению оппозиционеров «старой закалки»), слишком легко соглашаясь играть по Кремлевским правилам, они все-таки твердо намерены обратить на себя внимание.
То, каким образом новое правительство будет вести себя по отношению к протестным активистам, станет одним из показателей готовности или неготовности властей к переменам. Разгоны уличных акций до и во время инаугурации пока мало показательны. Осенние выборы в регионах, когда оппозиция сможет выдвинуть своих кандидатов на губернаторские посты, позволят понять, в каком направлении будет двигаться Путин III.
Еще дальше от кремлевского контроля, чем растущее число образованных россиян, которые не помнят советских времен и не имеют страха, находится будущее мировой экономики. Отчасти благодаря компетентному управлению, российская экономика вышла из мирового кризиса 2008 года невредимой, демострируя достойный уровень роста. Продолжающиеся волнения на Ближнем Востоке, «арабская весна» и страхи, связанные с ядерными амбициями Ирана, привели к высоким ценам на газ и нефть, что очень помогло российской казне.
Возможно, период удачного для России стечения обстоятельства уже завершается. Цены на газ в США упали в связи с внутренней добычей сланцевого газа, и вполне вероятно, что США станут нетто-экспортером энергоресурсов. Сланцевый газ также может предложить Польша, а, возможно, со временем и Украина снизит свою энергетическую зависимость от восточного соседа. Но и без того российское доминирование в европейских поставках энергии, скорее всего, пойдет на спад - так же, как и стабильно высокие цены.
Тем временем, добыча нефти и газа становится в Росии все дороже, а ЕС ответил на продолжающиеся энергетические войны между Россией и Украиной попыткой сделать Юго-Восточную Европу менее уязвимой. Высокие цены на энергоносители в течение долгого времени давали России эксклюзивную возможность не заниматься ни диверсификацией, ни модернизацией, ни распадающейся с советских времен инфраструктурой. Это тоже может скоро измениться – и быстро.
Все это может объяснить, почему Путин сделал одной из важнейших задач своего президенства повышение позиций России в рейтинге Всемирного банка по комфортности ведения бизнеса со 120-го места на 20-е. Это может пролить свет на то, почему российские послы, действуя явно по прямым указаниям Кремля, заявляют на крупных мировых форумах, что Россия осознает острую необходимость в иностранном опыте, старается привлечь зарубежные инвестиции и вступает в ВТО.
Пока российские призывы привлекли мало внимания из-за еврокризиса и предвыборных баталий в США. Однако, даже если эти призывы станут громче и яснее, на них все равно могут не обратить достаточного внимания из-за преобладающего за рубежом мнения, что Путин III будет больше заинтересован в агрессивной игре, чем в сотрудничестве. Как бы то ни было, спустя всего несколько дней после того, как Путин занял кресло президента, еще слишком рано выстраивать догадки и предположения о том, куда он хочет вести Россию.