Обстановка, сложившаяся в последние дни вокруг монастырского комплекса Давид-Гареджи, вызвала очередное волнение общественности. В частности, пришедшим на место 6 мая туристам азербайджанские пограничники не дали возможность войти на территорию монастыря Удабно. Заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе и министр культуры и охраны памятников Николоз Руруа заявляют, что эта часть монастырского комплекса не является спорной территорией, и она принадлежит Азербайджану.
В связи с тем, какова история спора вокруг монастырского комплекса, каково положение в настоящее время в Давид-Гареджи и какой есть выход из сложившейся сложной ситуации «Пирвели» беседовал с экспертом в вопросах Кавказа Мамукой Арешидзе.
«В данном случае суть раздражения общественности состоит в том, что в монастырь не пускают паломников. Во-первых, я выяснил, что тех, у кого есть туристический пакет, пускают в монастырь Удабно, а кто приезжает по своей инициативе, нет. Конечно же, я поинтересовался позицией азербайджанской стороны и узнал, что азербайджанская сторона усилила контроль по всему периметру своей границы в связи с Евровидением. Соответствующим структурам было поручено сообщить об этом общественности, и в первую очередь, грузинской общественности. К сожалению, эти структуры, называть которыt воздержусь, не справились с поставленной задачей. Подразумеваю азербайджанские структуры, в том числе расположенные на территории Грузии. Азербайджанские пограничники в течение лет крутились в этой зоне, примерно 23 года, но не в таком количестве и не на таких условиях, чтобы кого-то куда-то не впускать», - заявил Арешидзе.
По его словам, вопрос делимитации и демаркации границы между Грузией и Азербайджаном не урегулирован в течение ряда лет и пока делимитировано только 60% границы. Что касается спорной части, с юридической точки зрения она пока не принадлежит никакой стороне.
«А сейчас я скажу, в чем дело, и какая мина здесь заложена. Этот монастырский комплекс был создан в ранние средние века сразу же по появлению 12 ассурийских отцов. Начиная с того периода, здесь всегда служили представители грузинского духовенства. Когда Грузия была в составе российской империи, тогда эта территория совершенно справедливо входила в состав тбилисской губернии. Затем, в 1918 году власти Грузии предъявили азербайджанским властям свои условия с тем, чтобы произвести размежевание границы. Тогда тоже эта территория стала спорной, потому как до того в течение многих лет данная территория не единожды становилась объектом вражеских нашествий, поскольку комплекс Давид-Гареджи, являющийся цитаделью христианской религии, для них являлся постоянным раздражающим фактором. Все было сделано для того, чтобы монастырь прекратил функционирование, и население покинуло эти места. Между прочим, это место потому и называется Удабно (пустыня). В последствии там обосновалось племя таракамов, которое вело кочующий образ жизни и занималось животноводством. Инициативой персидского правления было, чтобы там не было христианского очага. Именно поэтому в 1918 году, когда власти Грузии представили свои аргументы для размежевания границы, азербайджанские власти противопоставили аргумент, что эта местность заселена населением азербайджанского племени. То есть, за принцип территориального размежевания они брали этнически-религиозный фактор, а не то, кому эта земля принадлежала 7-8 веков назад.
С советизации Грузии, в 1921 году вновь начался спор за эту территорию. А в 1929 году центральный исполнительный комитет Закавказья принял роковое решение. На этой территории имеется система пастбищ. Здесь один за другим расположены пастбища Гареджи, Карая и Эльдара. По решению №3 закавказского ЦИК «О зимних пастбищах Гареджи и пастбищах Эльдар-Сулиха» 16 000 га территории утвердили Грузии, то есть часть системы этих пастбищ, а другая часть, 17 000 га, автоматически осталась Азербайджану. Правда, она не была утверждена ей, но поскольку остальная часть зависла в воздухе, азербайджанские власти посчитали, что она принадлежит им. Раздел территории произошел из хозяйственных целей, что никак не подпадает под нормы международного права. В порицание грузинских властей следует сказать что, начиная с того дня и до 1990-х годов, они не позаботились о возвращении положенной второй части. Небольшая часть комплекса Давид-Гареджи расположена на той территории, которая отошла Азербайджану. Как раз там расположена часть монастыря Удабно, это спорный участок Чичхитури и Бертубани. Тем временем, исходя из норм международного права, азербайджанские власти не имеют права однозначно поставить вопрос присвоения этой территории Азербайджану, так как там произошло всего лишь хозяйственное размежевание. Между тем, весьма интересный факт, что в личном разговоре грузинским монахам, ведущим там деятельность, азербайджанские пограничники говорят, что эту территорию им подарил Орджоникидзе.
В конце 1990-х годов среди азербайджанских ученых появилась новая гипотеза, исходящая из проблем Карабаха. В частности, главный аргумент армян, когда они доказывают, что Карабах является их территорией, основан на том, что там большое количество христианских памятников. Следовательно, армяне ставят вопрос: если Карабах азербайджанский, почему там так много христианских памятников? Ответная гипотеза азербайджанских ученых состоит в том, что все христианские памятники, расположенные на территории Карабаха, являются частью албанской культуры.
Как известно, албанское христианское царство до IX века находилось на территории нынешнего Азербайджана. Теория азербайджанских ученых состоит в том, что все христианские памятники, находящиеся не только на территории Карабаха, но и в Саингило, в том числе известная церковь Курмухи святого Георгия и Давид-Гареджи (который азербайджанцы называют «Кешикч»), являются частью албанской культуры, а Азербайджан является правопреемником Албании. Эта научная позиция превратилась в платформу политического руководства Азербайджана и дело в том что, несмотря на партнерство с Грузией, они не идут на уступки в этом. Они считают, что достаточно допустить компромисс, как у армян появится аргумент, что Гареджи не памятник албанской культуры, и расположенные на территории Карабаха памятники тоже не албанские. Гареджи- грузинский, а Карабах армянский, а Азербайджан не преемник христианской культуры. Поэтому в этом вопросе азербайджанцы не делают ни шагу назад «- заявил Арешидзе.
По его же словам, главной виной грузинских властей является то, что они не дали этому вопросу «публичное звучание».
«Представители грузинских властей, входящие в комиссию, созданную с целью делимитации границы, заявляют, что в формате переговоров с Азербайджаном нет никаких проблем. В принципе, они обманули общественность. Представители азербайджанской стороны не скрывали, что спорные вопросы так и остались. Власти Грузии остерегаются, что тот факт, что власти в связанном с границей вопросе не достигли ничего, вызовет раздражение грузинского народа. Наряду с этим, в общественности на разном бытовом уровне появилась агрессия в отношении азербайджанцев. И здесь главный виновник не азербайджанская сторона, а грузинская, которая не дала общественности надлежащий ответ на объявление расположенных в Саингило грузинских памятников культуры албанскими, и что в азербайджанских научных кругах Давид-Гареджи приписали ярлык памятника албанской культуры. Это не стало предметом обсуждения грузинской общественности.
Когда задаешь вопрос, почему грузинские власти действуют так скрытно, естественно, у народа такой ответ: это происходит потому, что в Грузии чрезвычайно сильное влияние азербайджанской экономики, представители власти вовлечены в эти скрытые экономические схемы, и, разумеется, ни слова не скажут. Утаивание вопроса и страусиная позиция вызывает раздражение народа. Тем временем объектом раздражения являются как власти Грузии, так и проживающие здесь азербайджанцы, а это неправильно. Позиция азербайджанских властей заслуживает осуждения и это иной вопрос, но они ведут себя умнее, когда не поднимают тему Давид-Гареджи в качестве главного вопроса. Азербайджанские научные круги заявляют, что это памятник именно албанской культуры и надлежащий ответ на это им должны дать грузинские ученые, а инициатором того должны быть власти»- полагает Арешидзе.
По его же информации, по вопросам Давид-Гареджи создана научная комиссия, однако общественности не известно, чем она занимается.
Касательно выхода из существующей ситуации, в которой, по мнению Арешидзе, виноваты все стороны, в том числе и наши предшествующие поколения, которые тогда были во власти, «выход, наверное, в том, чтобы дезавуировать то, что Давид-Гареджи памятник албанской культуры «.
«Это должно произойти без нервов и истерики, и без ругани. Просто следует аргументировано доказать, что это не так. И второе, власти должны объяснить общественности, что они делают в этом направлении и какая нас ожидает перспектива. Если этого не могут сделать власти, то должны сделать представители сведущей общественности. Агрессия к проживающим в Грузии азербайджанцам, акция «Нет Сокару!», оскорбления на форумах - неправильный подход. Такой подход повлек за собой в свое время проблемы Абхазии и Цхинвальского региона. Поэтому здесь необходима консолидация общественности и власти, чтобы найти пути решения проблемы. Однако, вероятно, не лишены основания версии, что во власти много людей, настолько вовлеченных в тайные экономические схемы с конкретными азербайджанскими фирмами, в дележ денег, что не смеют и голос подать. Поэтому и портится дело»- заявил Арешидзе.
К информации: высеченный в скале уникальный монастырский комплекс Давид-Гареджи размещен на 25 километрах в Гаре Кахетии, полупустыне горы Гареджи. Монастырь основал один из 13 святых ассурийских отцов, святой Давид Гареджский. Святой Давид поселился в природной пещере горы Гареджи и здесь создал первый монастырь, который сегодня называется лаврой святого Давида. В том же веке его ученики основали еще два монастырских ответвления, Рог Додо и Креститель. В IX веке святой Илларион грузин, а позднее царь Деметре I расширили и переделали монастырь. В XI-XIII веках здесь были основаны новые монастыри, расширены и благоустроены лавра Давида, двор с террасами, а также новые келья, трапезная и церковь. В скале были вырублены водосборные каналы и резервуары. К тому же периоду относится и уникальная настенная живопись церквей и трапезных. Значение фресок Гареджи определяет и то обстоятельство, что они сохранили лица Давида Строителя, царицы Тамар, Лаша-Георгия, Дмитрия Тавдадебули и иных ктиторов. В результате частых нашествий XVIII века развитие гареджсийкого монастыря постепенно ослабло, а со II половины XIX века он опустел, только несколько монахов оставались в монастыре Крестителя.