Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вывод войск из Афганистана будет стоить дорого

Стратегия НАТО

© коллаж ИноСМИАфганистан и НАТО
Афганистан и НАТО
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос - выводить войска или оставаться - давно уже решен. НАТО уходит из Афганистана. Однако, затраты будут огромными, и остается открытым вопрос о роли бундесвера после 2014 года.

Вопрос - выводить войска или оставаться - давно уже решен. НАТО уходит из Афганистана. Однако, затраты будут огромными, и остается открытым вопрос о роли бундесвера после 2014 года.

Прошло более десяти лет после начала военных действий на Гиндукуше, и теперь речь не идет о том, надо ли выводить войска или нет. Теперь вопрос формулируется так – когда это сделать и, главное, - каким образом.

В воскресенье на саммите НАТО в Чикаго обсуждались политические темы и была предпринята попытка определить дату вывода боевых подразделений и согласовать форму поддержки афганских сил безопасности после ухода НАТО. На этой встрече в верхах эксперты военных штабов по планированию ломали себе голову (хотя они начали это делать отнюдь не вчера) – над проблемами логистики.

Дело в том, что это - беспрецедентная по своей масштабности задача. Это касается и количества предоставивших свои контингенты государств, и необходимого уровня кооперации и координации, и количества транспортных средств, оружия, контейнеров. При этом необходимо учитывать географию и транспортную инфраструктуру: у Афганистана нет портов, почти нет железнодорожных веток, а многие автомобильные дороги находятся в плохом состоянии. Другими словами: предпочтительное средство транспортировки  - тысячи грузовиков. По мнению расположенного в Потсдаме командования военного контингента бундесвера, транспортировка имеющихся грузов по воздуху обойдется в десять раз дороже, чем по земле.

Следует также определить надежные маршруты вывода войск из страны, в которой по-прежнему происходят вооруженные столкновения, и их количество скорее увеличивается, чем уменьшается. Соединенные Штаты и Великобритания хотят использовать для этих целей соседний Пакистан, поскольку ближайший порт – это Карачи. В 2011 году Соединенные Штаты доставили на Гиндукуш по этому пути 35 000 контейнеров. Однако, в настоящий момент этот маршрут перекрыт. Пакистан закрыл этот маршрут поставки грузов в конце ноября прошлого года, после того как 24 пакистанских солдата были убиты во время американского воздушного налета. В субботу власти Исламабада подтвердили, что Пакистан разрешил проезд четырех грузовиков для снабжения американского посольства в Кабуле всем необходимым, в том числе - офисными принадлежностями. Но пока совершенно не ясно, является ли это чем-то большим, чем просто единичным знаком доброй воли. Остается открытым и вопрос о том, сколько международному сообществу придется заплатить за достижение взаимопонимания с Пакистаном.

Иран не рассматривается как транзитная страна, поэтому остается только один путь - на север. Более 75% всех грузоперевозок НАТО проходит через ту часть страны, ответственность за безопасность в которой возложена на Германию. В Узбекистане и Таджикистане все материалы можно перегрузить в железнодорожные составы и – как это происходит в случае с бундесвером – прямо отправить их на родину. Другой вариант - доставка грузов в порты Риги или Владивостока, а оотуда - морскими судами. Транзитные государства в этом случае получают неплохие деньги за выдачу транспортных разрешений.

Примерно 130 000 иностранных солдат, входящих в состав Международных сил содействия безопасности НАТО, все еще находятся в Афганистане, и большинство из них должны вернуться на родину к концу 2014 года. К этому следует добавить десятки тысяч внедорожников, танков и вертолетов. Представители НАТО оценивают стоимость используемого на Гиндукуше военного имущества в 23 миллиарда евро. А еще предстоит вывезти компьютеры, кухонные принадлежности, кровати, пищевые продукты и медицинскую аппаратуру. Только на долю бундесвера приходится 1700 транспортных средств и 6000 контейнеров, которые предстоит отправить на родину. Возникают вопросы – что будет передано афганским силам безопасности, что должно быть уничтожено, а что - и в какой последовательности - будет вывезено из Афганистана. Остающиеся в стране военнослужащие должны быть обеспечены продуктами питания, напитками, транспортными средствами, медицинским снабжением и оружием для защиты самих себя. А какова будет роль бундесвера после 2014 года? Сколько военнослужащих потребуется для обучения афганцев и сколько нужно будет иметь там солдат для их защиты?

От ответов на эти вопросы зависит, какие ресурсы, какой по составу персонал и какое оборудование потребуется оставить в стране или даже направить туда дополнительно по воздуху.