В 1980-х годах Франсуа Миттеран говорил: ракеты на Востоке, а пацифисты на Западе. С учетом подъема популистских партий в Европе и результатов выборов в арабских странах можно несколько перефразировать это высказывание: исламофобы на севере, а исламисты на юге. Разумеется, речь идет о Средиземноморье.
От Финляндии до Франции, от Австрии до Нидерландов - праворадикальные силы бурно цветут повсюду на почве критики ислама как религии и как чуждой европейским традициям культуры. В то же время в Тунисе, Египте и Марокко набирают силу исламистские партии. Свержение диктаторов в первых двух государствах и государственные реформы в третьем позволили сторонникам радикального ислама, которых больше волнует утверждение законов шариата, нежели соблюдение всеобщих прав человека, добиться успеха среди населения.
«Арабская весна» 2011 года высоко подняла знамя свободы и даже демократии, хотя демонстранты из Туниса и Каира недвусмысленно подчеркивали, что их понимание демократии не обязательно соответствует принятым на Западе критериям.
Вместе с весной приходят исламисты
Победу на первых свободных выборах удалось одержать тем объединениям, которые в своем противоборстве с диктатурами смогли установить прочные связи в обществе и предложить ему религиозную идеологию.
У «либералов» не было ни популярной среди народных слоев доктрины, ни способной обеспечить мобилизацию избирателей организации. Безусловно, это не будет продолжаться вечно. Если взять за основу гипотезу о стабилизации политической жизни и сохранении свободных выборов, чередование во власти представителей различных течений кажется вполне вероятным.
Особенно если пришедшие к власти исламисты окажутся неспособными решить экономические и социальные проблемы, которые и стали главной причиной прошлогодних протестов.
Тем временем, политикам с другого берега Средиземного моря волей-неволей придется считаться с исламистами. Им также следует провести черту между «умеренными» (сегодня это «Братья-мусульмане» в различных своих проявлениях) и радикалами (в первую очередь это салафиты).
Но где черта? Шариат?
Как говорил бывший министр иностранных дел Ален Жюппе (Alain Juppé), который определил новую арабскую политику Франции, с исламистами можно вести диалог, если они не переступают определенных границ. В частности, речь идет о соблюдении основополагающих прав, уважении свободного выбора избирателей, принятии принципа чередования политических сил во власти.
Тем не менее, оценить верность этих критериев и их соблюдение бывает непросто. Так, например, среди специалистов по исламу ведутся споры по поводу законов шариата и их применения. Эта полемика, идеи и предрассудки подпитывают страхи на другом берегу Средиземноморья. Разумеется, заблуждения насчет ислама могут цвести пышным цветом и без исламизма, но он, безусловно, является для них благодатной почвой.
В неспокойные времена, периоды кризисов или же просто в ходе предвыборных кампаний смешение ислама и исламизма становится мощным оружием в руках правых популистов.
Этот параллельный рост исламофобии на севере и исламизма на юге осложнит столь необходимое развитие сотрудничества Европы и южного Средиземноморья. А еще год назад многим казалось, что «арабская весна», наоборот, упростит его.
При этом они, по всей видимости, забыли о том, как в прошлом европейские демократии без особых усилий приспособились к арабским диктатурам и даже возвели автократов в статус партнеров во имя общей борьбы против исламизма. Так, например, сопредседателем предложенного Николя Саркози в 2008 году проекта Средиземноморского союза должен был стать никто иной как президент Египта Хосни Мубарак.
Тем не менее, этот проект достиг не большего, чем «барселонский процесс», которому он был призван прийти на смену. Во Франции левые и правые говорят, что сейчас его нужно переосмыслить, но ни у кого нет уверенности, что сегодня условия будут лучше, чем четыре года назад. Требования южных стран остаются прежними: инвестиции и свободное перемещение людей. Это последнее требование в свою очередь действует на север как красная тряпка на быка, а ультраправые размахивают ей, чтобы обойти правых и нагнать страха на левых.